"Группизм"здравого смысла. Переосмысление и реальность этноса. Групповость как событие. Конструирование группы

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Содержание работы

Министерство информационных технологий и связи РФ

Федеральное агентство связи

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики Кафедра социологии, политологии и психологии

РоджерБрубейкер Этносвнегрупп

Выполнила: , гр. СО-31 Проверила:

Новосибирск 2006


1 «Группизм»здравогосмысла

Немногие социальные теории кажутся нам настолько основополагающими и даже не допускающими исключений, как теория групп. В дисциплинарном отношении «группа» - центральная концепция социологии, политических наук, антропологии, демографии и социальной психологии. Как самостоятельная концепция она является фундаментальной для изучения политической мобилизации, культурной идентичности, экономических интересов, социальных классов, статусных групп, коллективных действий, родства, тендера, религии, этничности, расы, мультикультуральности и меньшинств всех видов.

Несмотря на очевидное центральное положение, концепт «группа» в последнее время странным образом подвергся забвению. Вообще-то в социальной психологии существует самостоятельное направление групповой теории [Hamilton 1998; McGrath 1984], но оно не вызвало большого резонанса. В каких-либо других социальных науках современные исследования феномена «группа» редки, в особенности в сравнении с необъятным количеством литературы, касающейся классов, идентичности, тендера, этничности или мультикультуральности - феноменов, в которые включается и группа, редко анализируемая отдельно!1). Группа функционирует как на первый взгляд беспроблемное, принимаемое как сам собой разумеющееся социальное образование, не нуждающееся, по-видимому, в тщательных исследованиях и толкованиях. В результате мы принимаем как само собой разумеющееся не только концепт «группа», но и «группы» -мнимые образования, к которым имеет отношение теория.

В этой статье я не ставлю целью вступать в концептуальную или иную казуистику по поводу групповой теории. Я хочу обратиться к одному проблематичному последствию обозначенной тенденции принимать группы как само собой разумеющееся в исследованиях этничности, расы и нации, а также в изучении этнических, расовых и национальных конфликтов в частности. Вот что я называю «группизмом»: тенденцию принимать абстрактные, остро дифференцированные, внутренне гомогенные и внешне ограниченные группы как базовые составляющие социальной реальности, как главных протагонистов социальных конфликтов и как основные элементы социального анализа!2', вотношении этноса, нации и расы под «группизмом» я подразумеваю тенденцию относиться к этническим группам, нациям и расам как к самостоятельным сущностям, для которых могут быть характерны интересы и деятельность. Я имею в виду тенденцию воспринимать группы (говоря о сербах, хорватах, мусульманах и албанцах в Югославии; католиках и протестантах в Северной Ирландии; евреях палестинцах в Израиле и на оккупированных территориях; турках и курдах в Турции; черных, белых, азиатах, испанцах и коренных американцах в США) как если бы они были внутренне гомогенными, внешне ограниченными, даже единством социальных акторов с общими целями. Я имею в виду тенденцию представлять социальный и культурный мир как полихроматическую мозаику, состоящую из монохроматических этнических, расовых или культурных блоков.


С позиции дальнейшего развития социальной теории устойчивое влияние группизма в приведенном смысле удивительно. Кроме того, несколько ветвей социального анализа поставили под сомнение существование групп в качестве реальных, существенных элементов социальной реальности. Они включают в себя такие резко отличающиеся направления, как этнометодология и анализ высказываний; теория социальных сетей, феминистическая теория и индивидуалистические походы: теория рационального выбора и теория игр. В общем, структуралисты согласились с более «конструктивными» концепциями, которые пытаются - по крайней мере на уровне риторики - рассматривать группы как искусственные, зависящие от обстоятельств и неустойчивые. А рассеянная постмодернистская чувствительность акцентирует внимание на фрагментарности, эфемерности и эрозии фиксированных форм и четких границ. Эти направления несовместимы и даже противостоят друг другу в аналитических схемах, методологических ориентациях и эпистемологических заключениях. Теория сетей с ее методологической (и иногда онтологической) относительностью [Emirbayer & Goodwin 1994; Wellman 1988] противопоставлена теории рационального выбора с методологическим (и иногда онтологическим) индивидуализмом; обе остро и схожим образом противопоставлены в приемах анализа и эпистемологических заключениях постмодернистским подходам. Хотя все они сходятся в проблематизации групповости ['groupness'] и опровержении аксиом стабильности групп.

Похожие материалы

Информация о работе

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.