"Группизм"здравого смысла. Переосмысление и реальность этноса. Групповость как событие. Конструирование группы, страница 11

Несмотря на продолжительный этнополитический конфликт в Cluj, групповость в общем и целом остается низкой. За все время конфликта ни венгры, ни румыны не кристаллизовались как отдельные, солидарные, отграниченные группы; в этом смысле групповость не случилась. Примечательна разница с другим трансильванским центром Targu Mure§, где группы кристаллизовались в 1990г. Этнически оформленный конфликт по поводу контроля над высшим образованием и местным правительством - как следствие падения режима Чаушеску - интенсифицировался и разросся в конфликт вокруг «права собственности» и контроля над частями этнодемографически разделенного города. Конфликт вылился в массовые беспорядки, и за два дня уличных боев по меньшей мере 6 человек было убито и 200 - ранено. За это время категории стали явными, резко очерченными группами, объединенными коллективной солидарностью и «оживленные» резким различием между своими и чужими. Беспорядки только усилили это ощущение групповости, которая спадала по мере того как жизнь возвращалась в привычное русло. Больше ни в одном уголке Трансильвании не возникало румыно-венгерских стычек.

В Cluj такой кристаллизации не произошло. Можно утверждать, что было несколько моментов умеренно высокой групповости. Один из них - среди венгров - имел место, когда Фунар приказал установить новую табличку на постаменте памятника Маттиасу Корвинусу, почитаемому венгерскому королю конца XV века. Памятник, установленный на рубеже веков, в момент и во славу венгерского национализма, воспринимается многими венграми как «своя». Новая табличка настроила венгерское национальное чувство против мэра еще и потому, что акцентировала внимание на румынских корнях Корвинуса и объявляла его свергнутым в битве его же подданными [Feischmidt]. Другой случай произошел, когда напротив памятника начались археологические раскопки - опять же с расчетом оскорбить национальные чувства венгров, освещая найденное на этом месте древнее румынское поселение. Третий случай относится к марту 1998г., когда Фунар попытался удержать венгров от ежегодного празднования годовщины революции 1848г., хотя празднование именно в этом году имело особое значение [Brubaker & Feischmidt]^21). Наконец, последний случай произошел в 1999г. Во время футбольного матча между национальными командами Венгрии и Румынии в Бухаресте. В Cluj матч транслировался на большом экране на центральной площади; некоторые фанаты кричали «Прочь, прочь, венгры, прочь из страны!» и громили машины с венгерскими номерами [Adevarulde Cluj 1999].

В каждой из этих ситуаций групповость - особенно среди венгров, хотя в последнем случае и среди румын - была повышена, но весьма незначительно и только на текущий момент. Первое событие вызвало значительный, но изолированный протест со стороны венгров, второй - менее значительный протест, третий - некоторое беспокойство, что празднование будет сорвано (на самом деле прецедента не было), последний


- некую озабоченность тем, что происходило в центре города во время и после матча. Но даже в эти моменты максимального приближения к группам не было сильного ощущения отграниченной и солидарной групповости среди тех, кто не был непосредственно вовлечен в происходящее'22). Вкратце: когда мы переносим внимание с предполагаемых групп на изменяющуюся групповость и рассматриваем высокую степень групповости как случайное событие, кристаллизацию, что-то, что происходит, - то чтонас поражает в событиях в Cluj, так это низкий уровень групповости и неудачная попытка групповой кристаллизации.