"Группизм"здравого смысла. Переосмысление и реальность этноса. Групповость как событие. Конструирование группы, страница 3

Материализация - это социальный процесс, а не просто вредная привычка разума. Как социальный процесс она является центральной в практике политизации этничности и сущности. Критиковать этнополитических антрепренеров за материализацию этнических групп было бы методологически неверно. Материализация групп - это то, в чем они действительно разбираются. Когда им удается это сделать, фикция объединенных групп может быть моментально и выгодно реализована на практике. Нам следует предпринять попытку объяснения, каким образом и в каких условиях такая практика материализация и


мощной кристаллизации группового сознания может работать. Это, возможно, одна из важнейших задач теории этнического конфликта. Но нам следует избегать непреднамеренного дублирования или усиления материализации этнических групп в этнополитическои практике материализацией таких групп в социальном анализе.

2 По ту сторону группизма

Как же тогда нам следует понимать этнический конфликт, если не с позиций здравого смысла как конфликт между этническими группами? И как мы можем отойти от группизма? Здесь я назову восемь основных правил, а в следующей части поясню их смысл. В заключительном разделе я проиллюстрирую мои рассуждения на примере одного реального конфликта.

Переосмыслениеэтноса

Нам следует переосмыслить не только этнический конфликт, но также и само понятие этноса. Это не задача поиска согласия в определениях. Замысловатая казуистика в изучении этносов, рас и наций практически не сдвинула дискуссию с места и даже может быть рассмотрена как показатель некумулятивной природы исследований в этой области. Это еще один повод для критического изучения наших концептуальных инструментов. Этнос, расу и нацию следует концептуализировать не как субстанции (сущности), вещи, общности, организмы или коллективы индивидов (как к тому подталкивает образ разделенных, конкретных, осязаемых, разграниченных и постоянных групп), а в терминах связанности, процесса, динамики, событийности и разобщенности. Это означает понимание этноса, нации и расы не в терминах субстанциональных общностей, а в терминах практическихкатегорий, культурныхидиом, когнитивныхсхем, дискурсивныхфреймов, организацииповседневности, институциональныхформ, политическихпроектови случайныхсобытий. Из этого вытекает, что оформление этноса, расы нации следует рассматривать как политический, социальный, культурный и психологический процессы. И это означает выбор в качестве основной категории анализа не группу как общность, а групповость как контекстуально изменяющуюся концептуальную переменную.

Реальностьэтноса

Переосмыслить этнос, расу и нацию в этих рамках не означает поставить под сомнение их реальность, уменьшить их силу или умалить их значение. Это предложение истолковать их реальность, силу и значение по-иному. Понимание реальности расы, например, не требует от нас признания существования рас. Расовые идиомы, идеологии, нарративы, категории и системы классификации и соответствующие способы видения, мышления, общения и выдвижения требований реальны и имеют свои последствия, особенно когда они


применяются в крупных организациях. Но реальность расы - и в некоторых случаях даже ее непреодолимая мощь - не зависит от существования расы. Также реальность этнического и национального единства - и их непреодолимая сила идентификации - не зависит от существования этнических групп или наций как субстанциональных групп или общностей.

Групповостькаксобытие