"Группизм"здравого смысла. Переосмысление и реальность этноса. Групповость как событие. Конструирование группы, страница 10


DAHR, хотя бы частично, причастна к нескольким акциям, нарушившим права румынских националистов'19). Она считает местное венгерское сообщество равноправным с румынской нацией хотя бы потому, что венгры являются существенной частью трансильванского народа, тем самым оспаривая господствующее (и охраняемое конституцией) понимание румынами своего государства как унитарного и национального (наподобие Франции). В то же время она называет трансильванских венгров органической частью венгерской нации и требует права поддерживать отношения с заграничной родиной, что заставляет румынских националистов поставить под сомнение их лояльность румынскому государству. Ассоциация требует для венгров как национального меньшинства коллективных прав и независимости, включаю территориальную автономию, таким образом усиливая сепаратистские настроения среди румынских националистов. DAHR горит о том, что у венгров должна быть своя институциональная система в области образования и культуры - но система эта должна финансироваться румынским государством. Она требует права на публичное бесплатное образование на венгерском языке на всех уровнях образовательной системы и по всем областям знаний. Также она требует права сдавать вступительные экзамены на венгерском языке, даже если школа или отделение университета проводят обучение на румынском языке. Наконец, она требует восстановления независимого венгерского университета в Cluj и учреждения независимого общественного венгерского радио и телевидения.

Как этнические и националистические организации повсюду, DAHR заявляет, что действует от имени венгерского меньшинства в Румынии, называя его особой общностью - «румынским венгерством» ['the Hungarians of Romania']. Но такой общности не существует*20). Многие из жителей Cluj, идентифицирующих себя с венграми, резко критикуют DAHR, и нет свидетельств того, что требования DAHR совпадают с требованиями венгерского меньшинства. Это относится и к вопросу о независимом венгерском университете, наиболее обсуждаемом в последние несколько лет. Социологические исследования среди в Cluj выявили, что большинство студентов-венгров предпочли бы параллельное венгроязычное образование в уже существующей системе восстановлению независимого венгерского университета [Magyari-Nandor & Peter 1997]. Большинство венгров, как и румын, в общем безразличны к политике и озабочены проблемами повседневной жизни - проблемами, которые не объясняются в терминах этничности. Многие венгры только в общих чертах знакомы с программой DAHR (хотя данные исследований и результаты голосований говорят о том, что они поддерживали DAHR на выборах). Также нет никаких доказательств того, что антивенгерские взгляды Фунара разделяются живущими в городе румынами. Если Фунара и хвалят, то чаще всего за хозяйственность; ему доверяют поддержание порядка в городе и организацию муниципальных служб. Почти все - и румыны, и венгры - говорят об этническом конфликте как о чем-то «спущенном сверху» и раздутом политиками, преследующими собственные интересы. Общее мнение: этнос - это не проблема. С уверенностью можно сказать, что похожая идея - или, возможно, идеология - повседневной этнической гармонии может быть обнаружена и других ситуациях, даже в тех, где стороны измучены насилием. Так что


эта идея не может быть принята как свидетельство неуместности этничности. Суть вышесказанного такова: между националистическими организациями и группами, которые они якобы представляют, лежит пропасть.