"Группизм"здравого смысла. Переосмысление и реальность этноса. Групповость как событие. Конструирование группы, страница 14


(9)  Этнометодология и анализ высказываний не занимались исследованием этнических категорий как таковых, но Сакс [Sacks], Щеглов и другие обращались к проблеме ситуативной категоризации в общем. Особенно их интересовали процедуры, посредством которых участники взаимодействия выбирают какой-то набор категорий из нескольких (поскольку всегда есть более чем один набор категорий, при помощи которых можно описать человека).

(10)  Язык стереотипов, конечно, принадлежит социальной психологии (например, Гамильтон и Шерман [Hamilton & Sherman 1994]). Но общий акцент этнометодологии на важности жизненного опыта и унаследованного знания для осуществления интеракции и исследования категорий, посредством которых происходит хранение и передача обыденного знания, подводят нас к предложению интегративного подхода.

(11)  Здесь следует помнить о том, что организации часто конкурируют за монополию на право представлять интересы той или иной группы.

(12)  В этом отношении ресурс социальной мобилизации может быть перспективным для исследователей этноса. Можно обратиться к МакКарти и Золду [McCarthy & Zald 1977].

(13)  Этот раздел взят из [Brubaker & Laitin 1998].

(14)  Этот раздел взят из [Brubaker 2001].

(15)  Э.Щеглов напомнил мне о том, что эта формулировка обманчива, поскольку любое видение мира - это вещь в себе, настолько же реальная, как и все остальные вещи.

(16)  Когнитивный подход включает не только разработки в области когнитивной психологии    и когнитивной антропологии, но также и поздние исследование в социологии и социальных науках в целом [DiMaggio & Powell 1991], особенно в ответ на феноменологию и этнометодологию [Schutz 1962; Garfinkel 1967; Heritage 1984].

(17)  В США и большинстве стран Северной и Западной Европы «национальность» часто понимается как «гражданство», а «нация» и «государство» часто неразделимы. В Центральной и Восточной Европе, напротив, «нация» и «национальность» не соответствуют государству; но также разводятся понятия государства и гражданства. Например, с Трансильвании назвать себя венгром по национальности означает соотнести себя с трансцендентной венгерской «нацией». По данным последнего исследования, проведенного в 1992г., 23% населения Cluj идентифицировали себя как венгров. Более поздняя статистика сообщает о меньшем числе венгров, по крайней мере среди молодежи. Среди людей, вступивших в брак в 1999г., 14,4% идентифицировали себя с


венграми. В начальных, средних и старших классах школ в 1999-2000гг. 15,1%, 14,3% и 14,8% идентифицировали себя с венграми.

(18)  Трансильвания была территорией Венгрии в течение полувека до Первой мировой войны и затем в течение четырех лет после Второй мировой войны.

(19)  Программу DAHR можно найти на сайте http://www.rmdsz.ro/angol/aboutus/prog.htm/

(20)  Это замечание касается не только венгерского меньшинства или меньшинств в общем. В Румынии, как и везде, те, кто заявляет, что говорит от имени господствующей нации - нации, которая тесно соотносится с названием государства, - также понимают эту нацию как единую общность с общими желаниями и общими интересами, хотя на самом деле такой общности не существует.