"Группизм"здравого смысла. Переосмысление и реальность этноса. Групповость как событие. Конструирование группы, страница 8

Когнитивный подход, понимаемый широко'16), может помочь продвинуться конструктивистским исследованиям этноса, расы и нации. Вместо простого указания на то, что этнос, нация и раса конструируются, нам необходимо понять, каким образом они конструируются. Конструктивистские исследования помогут нам определить, как и когда люди идентифицируют себя, воспринимают других, узнают мир и интерпретируют категории в этнических, расовых и национальных терминах. Они помогут понять, как групповость может кристаллизоваться в одних ситуациях, оставаясь скрытой и потенциальной в других.

3 Подтекст

Критической замечание: «В чем смысл всего этого?» Даже если мы можемизучать этнос без групп, почему нам следует это делать? Концепты упрощают мир до однозначности; то, что концепт этнических групп делает это, предлагая нам нечто более существенное и четкое, чем то, что реально существует, не может этого оправдывать. Концепт этнической группы может быть грубым инструментом, и он хорош только в первом приближении. Эта дискуссия о групповости, фреймах, практических категориях и когнитивных схемах в целом хороша, но тем временем насилие продолжается. Значит ли критика что-то для реального общества? Имеет ли это какую-то разницу?

Я верю, что критика группизма имеет какой-то подтекст, хотя и общий, через который исследователи, журналисты, политики и другие люди приходят к понятиям - теоретическим и практическим, - которыми мы обозначаем этнический конфликт и насилие. Здесь я хотел бы назвать пять из них, а затем перейти к последнему этапу и описать реальный случай.

1.  Восприимчивость к динамике фреймов, к уклону кодирования в сторону этничности и иногда стратегическое и даже циничное использование этнического оформления для маскировки представления чьих-либо интересов настораживает: возможны чересчур этнизированные или группистские трактовки ситуаций конфликта и насилия [Bowen 1996]. Не обязательно соглашаться с редукционистским взглядом политизированной этничности [Brubaker 1998] для признания того, что «спин», заданный участниками конфликта, может скрывать столько же, сколько он открывает, и что репрезентация конфликта как конфликта между этническими или национальными группами может делать неясными интересы сторон и их динамику. То, что представляется этническим конфликтом или этнической войной (как в бывшей Югославии), имеет гораздо больше отношения к удушению, военной промышленности, грабежам и процветанию черного рынка чем к этносам [Mueller 2000; Collier 1999].

2.  Признание центральной роли организаций в этническом конфликте и этническом насилии, двусмысленного характера заявлений их лидеров о представлении интересов этнических групп и


перформативной природы этнополитической риторики, задействованной в конструировании групп, может напомнить нам о том, что не надо подменять реальную групповость группистской риторикой., а реально существующие группы - мнимыми.

3.  Знание того, какие интересы этнические и национальные лидеры могут преследовать в жизни вне политики или дляполитики (по классическому определению М. Вебера), и того, что их интересы могут расходиться с интересами тех, кого они якобы представляют, может удержать нас от принятия заявлений лидера в качестве интересов, надежд и желаний тех, кого он представляет.

4.  Восприимчивость к изменчивой, случайной и неопределенной природе групповости и к тому, что высокий уровень групповости может быть скорее результатом конфликта (особенно насилия), чем его причиной, может обратить наше внимание на процессы, посредством которых групповость развивается и кристаллизуется, и процессы, которые снижают ее уровень. Исследователи уже немного занимались этим, в частности механизмами отклонения и каскада [Laitin 1995; Kuran 1998] и механизмами управления активностью и диффузией схем, а также «эпидемиологией репрезентаций» [Sprber 1985]. Но возможности снижения групповости не изучались систематически, хотя они важны. Однажды поднявшись до высокого уровня, групповость не остается там по инерции. Без поддержания на этом уровне через специфические социальные и когнитивные механизмы она будет снижаться, так же как повседневные интересы для их усиления нуждаются в «рутинизации» (этот термин был предложен Вебером, хотя и в другом контексте).