"Группизм"здравого смысла. Переосмысление и реальность этноса. Групповость как событие. Конструирование группы, страница 9

б.Негруппистский подход может внести в зону внимания критическую важность внутриэтничексих механизмов в порождении и поддержке мнимых внутриэтнических конфликтов [Brubaker & Laitin 1998]. Они включают внутригрупповую политику, мониторинг или контроль [Laitin 1995]; «этническое превосходство», через которое электоральная борьба может питать чрезмерную этнизацию [Rothschild 1981; Horowitz 1985]; преднамеренное подстрекательство или провоцирование конфликта с аутсайдерами, чтобы уклониться от внутригрупповых разногласий; и внутригрупповые процессы пополнения банд, военных организаций, террористических группировок и партизанских отрядов, включая практики чествования, посрамления и осторожности, ритуалы инициации, межпоколенную напряженность, а также обещание и обеспечение героев материальными и символическими наградами.

4 Действиеэтносавтрансильванскомгородке

В этом разделе я хотел бы дополнить теоретический костяк эмпирическими данными. Это мог бы быть комментарий из жизни США. Было бы легко подтвердить теоретические заключения, отмечая, что группы, создающие канонический «этнорасовый пентакл» [Hollinger 1995] - афроамериканцы, азиатоамериканцы, белые, коренные американцы и латиноамериканцы - вовсе не группы, а всего лишь категории,


сформированные политическими антрепренерами и укрепленные в правительственных и других организационных практиках [Office of Management and Budget 1994]. Также было бы легко осветить культурную гетерогенность в этой и другой мнимых группах и минимальный уровень групповости, свойственный многим этническим категориям США [Gans 1970; Heisler 1991].

Но я хочу обратиться к более сложному случаю, взятому из региона, исторически характеризующегося высоким уровнем этнической и национальной групповости. Я хотел бы кратко показать, как действует этнос в контексте стран Центральной и Восточной Европы, отмеченных продолжительным и интенсивным этнонациональным конфликтом с момента падения коммунизма (и, конечно, более долгой историей этнонациональной напряженности). Могу предположить, что здесь нам удастся плодотворно проанализировать этнос без групп.

Место, знакомое мне по полевому исследованию второй половины 1990-х годов, - город Cluj, административный, экономический и культурный центр трансильванского региона в Румынии. Около 330 000 жителей, существенное меньшинство которых - от 14 до 23% - идентифицирует себя как венгров по этнокультурной принадлежности!17). Город, как я отметил, был местом затянувшегося и, кажется, неразрешимого этнонационального конфликта с момента падения режима Чаушеску в декабре 1989г. Но я думаю, что будет не лучшей идеей считать этот конфликт конфликтом между этническими или национальными группами. Воспринимать его как конфликт между группами значит сплавлять категории ('Hungarian' и 'Romanian') с группами ('the Hungarians' и 'the Romanians'); омрачать в общем низкий, хотя и изменяющийся уровень групповости в этом контексте; путать мнимые группы с реально существующими; принимать (по меньшей мере молча) заявления националистических организаций о выступлении от имени представляемых групп и игнорировать повседневные контексты, в которых этнические и национальные категории обретают смысл, и процессы, посредством которых этнос действует в повседневной жизни.

Здесь, как и везде, протагонистами конфликта являются организации, а не группы. В конфликт вовлечены избранный на третий срок мэр города, румынский националист Георг Фунар и DAHR [Демократическая ассоциация румынских венгров] - политическая партия с электоральной базой в Трансильвании, заявляющая о представлении интересов венгерского меньшинства в Румынии. Борьба подогревалась действиями обеих сторон. Фунар обвинил Венгрию в предоставлении убежища сторонникам партии ирредентистов!18); назвал DAHR террористической организацией; обвинил трансильванских венгров в незаконном хранении оружия, организации вооруженных бандформирований и планировании нападений на румын. Он также приказал снять со зданий все двуязычные знаки; запретил проведение венгерского национального праздника; призвал приостановить вещание на венгерском языке на румынском телевидении; призвал к наказанию горожан за вывешивание венгерского флага или пение венгерского гимна; и пообещал переименовать ряд улиц, названных в честь венгерских национальных героев.