"Группизм"здравого смысла. Переосмысление и реальность этноса. Групповость как событие. Конструирование группы, страница 7

вмененная групповость - результат господствующих интерпретативных фреймов, а не обязательно мера групповости как события, непреодолимое интерпретативное оформление или декодирование post factum может вызвать мощный эффект обратной связи, оформляющий последующий опыт и повышающий уровень групповости.

Интерпретативное оформление, конечно, часто опровергается. Насилие - и конфликт в общем - часто сопровождает социальную борьбу, которая им маркируется и которая его объясняет. Такие «метаконфликты» или «сверхсущностные конфликты» [Horowitz] не просто оттеняют конфликты со стороны, но являются их интегрированной и важнейшей частью. Навешивание ярлыка или навязывание господствующего интерпретативного фрейма - чтобы событие воспринималось как бунт, мятеж или восстание - больше не является задачей внешней интерпретации. Это скорее существенный акт социальной дефиниции, который может иметь важные последствия [Brass 1996]. Социальная борьба, понимаемая сквозь верную интерпретацию и кодирование конфликта и насилия, - важный объект исследования [Brass 1996, 1997; Abelmann & Lie 1995].

На кодирование и оформление практик оказываю влияние господствующие интерпретативные фреймы. Сегодня этнические и национальные фреймы доступны и легитимны и используются как акторами, так и исследователями. Это порождает уклон кодирования в сторону этничности, что, в свою очередь, может привести нас в переоценке этнических конфликтов и насилия {Bowen 1996]. Авторы могут использовать достоинства этого уклона путем стратегического использования этнического оформления для маскировки представления интересов клана, клики или класса. Здесь важно не сказать о том, что кланы, клики или классы более реальны, чем этнические группы, а просто указать на существование структурных и культурных мотивов стратегического оформления.

Этноскакпознание^

Из этих наблюдений существенности кодирования и оформления вытекает последний пункт о когнитивном измерении этноса. Этнос, раса и нация существуют только б и черезнаши восприятие, интерпретации, репрезентации, категоризации и идентификации. Это не нечто существующее само по себе, но определенное видение мира*15). Они включают этнизированные способы видения и игнорирования, понимания и непонимания, запоминания и забывания; этнически ориентированные фреймы, схемы и нарративы и ситуативные цепочки, которые их активируют (например, телевизионные образы); формальные и неформальные системы классификации, категоризации и идентификации; подразумеваемый унаследованный опыт, содержащийся в институционализированных практиках, посредством которых люди узнают и понимают вещи, места, людей, действия и ситуации как этнически, расово или национально маркированные.