ЭЛЕМЕНТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ОСНОВЫ СЕМИОТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Обследование больного ребенка - процесс создания базы данных посредством использования основных и дополнительных методов исследований. Чтобы распознать болезнь в ее частном проявлении у конкретного больного ребенка, врач должен знать, что он распознает. Это знание о болезнях и их особенных признаках формируется в процессе обучения студентов на 3-6 курсах по основным клиническим специальностям - акушерству и гинекологии, терапии, хирургии, педиатрии и детской хирургии на базе фундаментальных дисциплин, обеспечивающих необходимый уровень медико-биологической подготовки врача. Именно этими знаниями о болезнях, приемах (методах) выявления признаков патологических процессов и обусловливается, направляется вся последующая диагностическая работа врача. Без этих знаний врач, даже и обнаружив симптомы, не сможет правильно их объяснить. Не зная же значения симптомов распознать по ним болезнь невозможно. Следовательно, диагностическая работа начинается не с момента встречи с больным ребенком, но с момента приобретения общих знаний о болезнях [5].
Проявления однотипных заболеваний у разных пациентов и в разных возрастных группах характеризуются одинаковыми признаками, но различной степенью выраженности как патогномоничных и характерных симптомов патологического процесса, так и признаков ответной адаптационной реакции организма. В этом одна из причин многочисленных вариантов клинической картины некоторых заболеваний. Без знания симптомов, без понимания их причин, взаимообусловленности и физиологической сущности у конкретного больного ребенка распознать болезнь нельзя. Но, даже обладая необходимым знанием, сложно избежать ошибки, связанной с нарушением законов логики, которыми определяется правильность клинического врачебного мышления.
Правильное мышление врача характеризуется:
> определенностью, однозначностью, ясностью;
> последовательностью, отсутствием логической противоречивости;
> доказательностью, достаточной обоснованностью.
Эти правила логического мышления отражают объективные свойства болезни как реальности, а потому и обусловливают достижение достоверного диагноза. Так как каждый патологический процесс обладает определенной совокупностью специфических признаков (симптомы, синдромы, этиология, патогенез), то в силу этой внутренней определенности один патологический процесс отличается от другого. Эти определенность и отличия имеют внутренние, объективно существующие основания. Поэтому мысленное отражение патологических процессов и их признаков должно быть в сознании врача определенным, последовательным и доказательным [2, 5].
Ребенок Сергей Г., 7 месяцев осмотрен участковым педиатром в первые сутки заболевания в связи с гипертермией (38,4°С), рвотой. Назначено амбулаторное лечение по поводу ОРВИ, хотя при пальпации живота отмечено беспокойное поведение ребенка. На четвертые сутки болезни при осмотре в приемном отделении детского хирургического центра (ДХЦ) 1-й клинической больницы г. Минска было выяснено, что в этот же период мать ребенка отметила изменение поведения, отказ от кормления, нарушение сна. На второй день болезни самочувствие ребенка несколько улучшилось, но с третьих суток отмечено резкое ухудшение состояния, - ребенок стал вялым, бледным. Ночью стонал, температура тела вновь повысилась. При повторном осмотре педиатром скорой помощи ребенок был направлен на госпитализацию в детскую больницу по поводу ОРВИ, нейротоксикоза. При переводе в детскую инфекционную клиническую больницу рекомендована консультация детским хирургом. После обследования живота в состоянии медикаментозного сна ребенок в тяжелом состоянии госпитализирован в ОИТР ДХЦ. После предоперационной подготовки выполнена операция по поводу острого гангренозного прободного ретромезентериального (медиальное расположение) аппендицита, периаппен-дикулярного абсцесса, разлитого фибринозно-гнойного перитонита в токсической фазе. Исход лечения благоприятный, отдаленные результаты - через 7 лет практически здоров. Причиной диагностических и тактических ошибок врачей на догоспитальном этапе явились недостатки субъективного и объективного обследования. Это обусловило отсутствие ясности, последовательности и доказательности клинического мышления врачей при постановке диагноза ОРВИ.
Основные логические элементы диагностического процесса:
1. выявление всех имеющихся у больного симптомов и их семиотический анализ:
2. выделение ведущих, главных, существенных (в некоторых случаях и патогномоничных) симптомов;
3. группировка отдельных симптомов в синдромы, характеризующие отдельные стороны сущности распознаваемой болезни;
4. объединение всех симптомов и синдромов, исходя из главного (ведущего), на основе, прежде всего, одной нозологической единицы (диагноза) или же затем - на основе нескольких диагнозов, выделение среди выявленных нозологических единиц основной, вторичной (осложнение), сопутствующей.
Таким образом, первым и существенным элементом, определяющим качество диагностического процесса, является диагностика как совокупность технически правильных приемов и методов выявления симптомов, их семиотического анализа. Это же обстоятельство определяет и эффективность (или неэффективность) различных вычислительных диагностических систем, алгоритмов, что иллюстрируется выражением английских кибернетиков: «мусор заложишь, мусор получишь».
Хирургические заболевания характеризуются в большей или меньшей степени выраженными местными патологическими изменениями и ответно-компенсаторными реакциями организма больного ребенка. Подобное течение патологического процесса определяет особенность хирургического обследования, которая заключается в первоначальном поиске местных симптомов заболевания [6]. В клинической практике при острой хирургической патологии, угрожающей жизни ребенка, это позволяет своевременно принимать правильное тактическое решение даже при не уточненном диагнозе. Кроме того, снижается риск несвоевременного распознавания заболеваний, исход которых во многом зависит от ранней диагностики и своевременного хирургического лечения.
Однако, полученная при обследовании информация сама по себе диагностического значения не имеет. Например, наличие у ребенка боли в животе, рвоты, учащенного жидкого стула, симптома Щеткина-Блюмберга без полной характеристики и семиотического анализа каждого симптома с одинаковой вероятностью может быть расценено как острый хирургический абдоминальный процесс, так и псевдохирургический абдоминальный синдром.
Семиотический анализ симптомов, синдромов по В.И. Катерову складывается из следующих этапов [5]:
О определение достоверности и степени вероятности имеющихся симптомов; О суммарная характеристика симптомов:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.