> анализа причин несвоевременности экстренной хирургической помощи.
Субъективное обследование осуществляется в процессе беседы с больным ребенком и (или) сопровождающим его лицом. Выявленные симптомы столь же объективны, как и установленные при объективном обследовании. Используются методики пассивного и активного расспроса. Предпочтительнее и психологически более обосновано предоставление возможности первоначально ребенку или его родителям изложить повод для обращения за медицинской помощью. Однако при этом следует помнить, что родители, как правило, излагают жалобы с акцентом на ярко выраженные признаки болезни вне связи с последовательностью их возникновения. Кроме того, полагая тот или иной признак несущественным, некоторые родители не считают необходимым «излишне» подробно информировать врача. Какими бы ясными не представлялись первоначально симптомы, стремление к «быстрому» диагнозу без использования всех приемов обследования - один из самых коротких путей к диагностической ошибке. При активном субъективном обследовании в беседе с больным ребенком, его родителями не следует использовать безальтернативные вопросы. В случае повышенной внушаемости ребенка (реже — одного из родителей) врач рискует получить ответы в соответствии с собственными вопросами, но не с реальными проявлениями болезни. Нередко возможна критическая оценка родителями заключения или рекомендаций врача, к которому обращались по поводу настоящего заболевания. Не следует ни поддерживать эту оценку, ни выражать родителям ребенка собственное неодобрение действий своего коллеги. Субъективное обследование складывается из трех компонентов: жалобы, анамнез заболевания и анамнез жизни.
Выяснение жалоб больного и (или) со слов сопровождающего начинают с уточнения повода к обращению за медицинской помощью: что случилось, что беспокоит ребенка и с чем, по мнению пациента (или сопровождающего), может быть связано появление признаков болезненного состояния. По возможности точно устанавливают длительность заболевания, что особенно важно при обращении по поводу острых хирургических заболеваний и травм. Наиболее частая ошибка - регистрация момента возникновения заболевания, получения травмы, что без оценки продолжительности заболевания диагностической ценности не имеет. Так, текст «ребенок осмотрен через 40 минут после травмы живота, полученной в 1615 26.04.2000 г.» содержит необходимую информацию для правильной оценки результатов последующего обследования, выбора хирургической тактики. Жалобы вносятся в историю болезни в конкретной и лаконичной форме.
Анамнез заболевания (Anamnesis morbi) записывается в хронологической последовательности и должен содержать описательные характеристики жалоб, обеспечивающие их семиотический анализ. Выясняют, что предшествовало заболеванию и условия его возникновения, как начиналось развитие (остро, постепенно). Устанавливаются первоначальные проявления, их развитие и изменения во времени, вероятные взаимосвязи, динамика болезненного процесса. Выясняется наличие факторов, влияющих на характер и интенсивность проявлений заболевания. Уточняются предрасполагающие или провоцирующие факторы риска. Особое значение для правильной оценки анамнестических данных имеет подробное описание указанных больным и выясненных врачом признаков заболевания. При описании используется количественная и качественная характеристики каждого симптома, локализация, его предполагаемая причинность или обусловленность, последовательность и чередование симптомов, изменение интенсивности, динамика (время появления, быстрота развития, постоянство или периодичность, направление изменений под влиянием тех или иных факторов). По возможности точно указывается предшествующее лечение (мероприятия, методы, препараты) с оценкой эффективности, по мнению больного, направившего врача или матери ребенка.
Анамнез жизни (Anamnesis vitae). Полученные сведения должны отразить индивидуальные особенности физического и психосоциального развития ребенка, которые могли бы оказать влияние на возникновение, течение заболевания, на выбор метода лечения и медикаментозных препаратов, а также определение объема и характера противоэпидемических мероприятий. При обследовании новорожденных и детей в возрасте до одного года выясняется акушерский анамнез матери: число беременностей и родов, их особенности, исходы. Уточняется масса тела ребенка при рождении, ее соответствие сроку гестации, наличие особенностей течения периода новорожденности. Указывается вид вскармливания: естественное или искусственное (материнским, грудным донорским молоком, смесями и способ кормления). Длительность пребывания в родовспомогательном и иных лечебных учреждениях. Перечисляют перенесенные инфекционные, иные заболевания, травмы, операции (в каком возрасте, по какому поводу и где выполнялись). Вносятся сведения о функциональном состоянии до возникновения данного заболевания, касающиеся:
а) высшей нервной деятельности - уравновешенность (бодрость, общительность, приветливость и др.), неуравновешенность (нерешительность, раздражительность, подавленность, упрямство, плаксивость и т.п.), память, характер, интеллект и его соответствие возрасту;
б) наличия неврологических нарушений;
в) установленных ранее нарушений функций систем кровообращения, дыхания, пищеварения, мочевыделения и др.
Указывают календарный период, виды и место проводившегося лечения, его эффективность. Приводятся сведения о состоянии здоровья и заболеваниях, врожденных аномалиях у ближайших родственников. Выясняется аллергологический, трансфузионный, эпидемиологический анамнез, прививочный статус. Отмечаются особенности социальных и экологических условий жизни ребенка (промышленная зона, зона радиационного контроля и т.п.), профессиональной вредности у родителей с оценкой их вероятного влияния на возникновение, течение заболевания, риск осложнений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.