Обследование детей при хирургической патологии, страница 3

>   анализа причин несвоевременности экстренной хирургической помощи.

Субъективное обследование осуществляется в процессе беседы с боль­ным ребенком и (или) сопровождающим его лицом. Выявленные симптомы столь же объективны, как и установленные при объективном обследовании. Используются методики пассивного и активного расспроса. Предпочтительнее и психологически более обосновано предоставление возможности первона­чально ребенку или его родителям изложить повод для обращения за медицин­ской помощью. Однако при этом следует помнить, что родители, как правило, излагают жалобы с акцентом на ярко выраженные признаки болезни вне связи с последовательностью их возникновения. Кроме того, полагая тот или иной при­знак несущественным, некоторые родители не считают необходимым «излиш­не» подробно информировать врача. Какими бы ясными не представлялись первоначально симптомы, стремление к «быстрому» диагнозу без использова­ния всех приемов обследования - один из самых коротких путей к диагности­ческой ошибке. При активном субъективном обследовании в беседе с больным ребенком, его родителями не следует использовать безальтернативные вопро­сы. В случае повышенной внушаемости ребенка (реже — одного из родителей) врач рискует получить ответы в соответствии с собственными вопросами, но не с реальными проявлениями болезни. Нередко возможна критическая оценка родителями заключения или рекомендаций врача, к которому обращались по поводу настоящего заболевания. Не следует ни поддерживать эту оценку, ни выражать родителям ребенка собственное неодобрение действий своего колле­ги. Субъективное обследование складывается из трех компонентов: жалобы, анамнез заболевания и анамнез жизни.

Выяснение жалоб больного и (или) со слов сопровождающего начинают с уточнения повода к обращению за медицинской помощью: что случилось, что беспокоит ребенка и с чем, по мнению пациента (или сопровождающего), мо­жет быть связано появление признаков болезненного состояния. По возможно­сти точно устанавливают длительность заболевания, что особенно важно при обращении по поводу острых хирургических заболеваний и травм. Наиболее частая ошибка - регистрация момента возникновения заболевания, получения травмы, что без оценки продолжительности заболевания диагностической ценности не имеет. Так, текст «ребенок осмотрен через 40 минут после травмы живота, полученной в 1615 26.04.2000 г.» содержит необходимую информацию для правильной оценки результатов последующего обследования, выбора хи­рургической тактики. Жалобы вносятся в историю болезни в конкретной и ла­коничной форме.

Анамнез заболевания (Anamnesis morbi) записывается в хронологической последовательности и должен содержать описательные характеристики жалоб, обеспечивающие их семиотический анализ. Выясняют, что предшествовало за­болеванию и условия его возникновения, как начиналось развитие (остро, по­степенно). Устанавливаются первоначальные проявления, их развитие и изме­нения во времени, вероятные взаимосвязи, динамика болезненного процесса. Выясняется наличие факторов, влияющих на характер и интенсивность прояв­лений заболевания. Уточняются предрасполагающие или провоцирующие фак­торы риска. Особое значение для правильной оценки анамнестических данных имеет подробное описание указанных больным и выясненных врачом призна­ков заболевания. При описании используется количественная и качественная характеристики каждого симптома, локализация, его предполагаемая причин­ность или обусловленность, последовательность и чередование симптомов, из­менение интенсивности, динамика (время появления, быстрота развития, по­стоянство или периодичность, направление изменений под влиянием тех или иных факторов). По возможности точно указывается предшествующее лечение (мероприятия, методы, препараты) с оценкой эффективности, по мнению боль­ного, направившего врача или матери ребенка.

Анамнез жизни (Anamnesis vitae). Полученные сведения должны отразить индивидуальные особенности физического и психосоциального развития ре­бенка, которые могли бы оказать влияние на возникновение, течение заболева­ния, на выбор метода лечения и медикаментозных препаратов, а также опреде­ление объема и характера противоэпидемических мероприятий. При обследо­вании новорожденных и детей в возрасте до одного года выясняется акушер­ский анамнез матери: число беременностей и родов, их особенности, исходы. Уточняется масса тела ребенка при рождении, ее соответствие сроку гестации, наличие особенностей течения периода новорожденности. Указывается вид вскармливания: естественное или искусственное (материнским, грудным до­норским молоком, смесями и способ кормления). Длительность пребывания в родовспомогательном и иных лечебных учреждениях. Перечисляют перенесен­ные инфекционные, иные заболевания, травмы, операции (в каком возрасте, по какому поводу и где выполнялись). Вносятся сведения о функциональном со­стоянии до возникновения данного заболевания, касающиеся:

а)  высшей нервной деятельности - уравновешенность (бодрость, общи­тельность, приветливость и др.), неуравновешенность (нерешительность, раз­дражительность, подавленность, упрямство, плаксивость и т.п.), память, харак­тер, интеллект и его соответствие возрасту;

б) наличия неврологических нарушений;

в) установленных ранее нарушений функций систем кровообращения, ды­хания, пищеварения, мочевыделения и др.

Указывают календарный период, виды и место проводившегося лечения, его эффективность. Приводятся сведения о состоянии здоровья и заболеваниях, врожденных аномалиях у ближайших родственников. Выясняется аллергологический, трансфузионный, эпидемиологический анамнез, прививочный статус. Отмечаются особенности социальных и экологических условий жизни ребенка (промышленная зона, зона радиационного контроля и т.п.), профессиональной вредности у родителей с оценкой их вероятного влияния на возникновение, те­чение заболевания, риск осложнений.