> Абдоминальный воспалительный синдром (см. выше) при внутрибрюшных повреждениях полых органов и поджелудочной железы.
> Абдоминальные геморрагические синдромы (внутреннего кровотечения) при травмах и заболеваниях:
• внутриорганного — паренхиматозного, гастроинтестинального;
" внутрибрюшного - при повреждениях селезенки, печени, большого сальника, брыжейки;
• забрюшинного - при повреждении почки, надпочечника, аорпы, полой вены, костей таза.
> Синдром в ну три плеврального напряжения при травматическом разрыве (отрыве) купола диафрагмы.
Общие синдромы (адаптационные) острых хирургических процессов. Наиболее часто возможно выявление симптомов, формирующих:
б1 инфекционно-воспалительный синдром;
б1 синдромы органной (гастроинтестинапьной, ренальной, гепатобилиар-ной) недостаточности;
б1 синдромы гемодинамической, дыхательной, церебральной недостаточности при декомпенсации функциональных систем жизнеобеспечения;
б1 синдромы изменения обмена веществ (дисметаболизма): субстратно-энергетического и теплового, гидро-ионного и осмотического дисбаланса, изменений активной реакции внутренней среды (АРВС или КЩС).
Наличие общих симптомов (синдромов), их выраженность определяются типом, локализацией и продолжительностью существования патологического процесса, возрастными анатомо-физиологическими особенностями ребенка.
Особенности объективного обследования детей младшего возраста при хирургической патологии:
> неспособность ребенка локализовать боль (при наличии выявляемой локальной болезненности);
> необходимость выявления и оценки местных симптомов по их эмоциональным и двигательным эквивалентам - настороженное внимание и готовность к защите при попытке обследования области предполагаемого патологического процесса, гримаса плача, плач, вынужденное положение, отталкивание руки врача, непроизвольное защитное движение конечности и т.п.;
> необходимость обследования живота у ребенка в состоянии медикаментозного сна.
Дополнительные методы обследования
Приведенная систематизация видов дополнительных исследований не требует уточнений типа «инструментальные», «специальные», «аппаратные», проста для запоминания и практического использования. Каждый из классов дополнительных исследований имеет неограниченные возможности для расширения при разработке и внедрении в клиническую практику новых методик. 1. Лабораторные исследования:
• общеклинические - анализы крови, мочи (Приложение 4, табл. 1,2), кала;
• биохимические - ионограммы, микроэлементный состав крови, мочи, ликвора; протеинограмма, ферменты, метаболиты, показатели активной реакции внутренней среды (КЩС), системы гемостаза (Приложение 4, табл.3)',
• морфологические ~ цитологические, гистологические, гистохимические исследования биоптатов;
• микробиологические и вирусологические;
• иммунологические (радиоиммунные).
2. Лучевая диагностика:
• рентгенологические методы: обзорные и контрастирующие - рентгенография, рентгеноскопия, электрорентгенография (ксерография), эзофагогастро-скопия, ирригография, уроцистография и др. (Рис.9);
" улътрасонография (Рис. 10);
• компьютерная томография;
• ядерно-магниторезонансная томография;
• радиоизотопное сканирование;
• тепловизионная томография (Рис. 11);
3. Функциональные исследования:
• антропометрические - масса тела, рост и их соответствие возрасту, длина окружности конечности и т.п.
• термометрические - кожная, сублингвальная, ректальная, селективная, внутриорганная термометрия
• тензометрические - артерио- и флеботензометрия, эзофаготензомет-рия, эзофагеальная, ректальная сфинктеротензометрия, остеомедуллярная тензометрия, спленопортоманометрия и др.;
• зондовые и катетеризационные исследования полых органов, полостей, раневых каналов и свищей;
• электрофизиологические - ЭКГ, ФКГ, электромиография (Рис.13), рео-плетизмография, поликардиография и др.;
• пневмометрические - пневмотахометрия, спирометрия, оксигемомет-рия, и т.п.
4. Эндоскопические исследования:
• полых органов - ФЭГДС, колоноскопия, ректоскопия, цистоскопия, кольпоскопия и др.;
• полостей - лапароскопия (Рис.12, 14), торакоскопия, артроскопия.
5. Комбинированные исследования - спленопортография, остеомедуллография, ангиокардиография, лимфография и др.
Не следует называть биопсию дополнительным исследованием, так как это методика забора биологических материалов для последующих гистологических, микробиологических и иных лабораторных исследований.
Клиническое значение каждого из дополнительных методов обследования определяется своевременностью, правильностью оценки с учетом всех факторов, влияющих на диагностические признаки. Изложение клинического значения результатов конкретных видов дополнительных исследований дано в соответствующих разделах частной хирургии детского возраста. Общими условиями применения методов дополнительного обследования являются.
О использование необходимого минимума исследований при максимуме диагностической информации,
О диагностическое значение ожидаемой информации должно быть выше степени риска исследования,
О прогнозирование существенного влияние результатов дополнительного исследования на изменение хирургической тактики.
Полученная диагностическая информация в лаконичной форме вносится в историю болезни. Подготовка и оформление учебной истории болезни - одна из форм практической работы студента в рамках учебной программы по дет-32
ской хирургии на 5 курсе педиатрического и лечебного факультетов медицинских институтов. Имеет целью закрепление приобретенных и овладение специальными навыками обследования ребенка, практического применения логических законов правильного клинического мышления для обоснования диагностической и лечебной программы при хирургических заболеваниях. Учебная история болезни оформляется студентом в итоге самостоятельного обследования больного ребенка, участия в составлении и реализации отдельных элементов диагностической, лечебной программы на клинической базе кафедры детской хирургии. Одно из отличий учебной истории болезни от клинической заключается в необходимость описания Status praesens objectives на момент госпитализации, т.е. по данным клинической истории болезни у больных, полученных для курации в послеоперационном периоде. Подбор больных осуществляется преподавателем в соответствии с учебной программой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.