Обследование детей при хирургической патологии, страница 11

цикла.

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

История болезни - медицинский документ, имеющий первостепенное клиническое и научное значение, но при одном условии, - когда этот документ составляет квалифицированный, добросовестный, честный врач. Составление истории болезни - ответственная творческая работа врача по закреплению в служебном документе, юридическому оформлению всех данных объективного состояния больного. Общие принципы ведения истории болезни (форма № 003/у), карты амбулаторного наблюдения регламентируются специальной инст­рукцией МЗ РБ. Своевременное и тщательное составление любой медицинской документации является прямой служебной обязанностью и одним из ведущих критериев профессиональности поведения врача [4].

Тщательное и аккуратное оформление истории болезни, являющейся на­учным и юридическим документом, свидетельствует об уровне клинического мышления врача, качестве диагностического и лечебного процесса.

Оформление истории болезни

Учебная история болезни оформляется в ученической тетради или на стан­дартных листах формата А-4 рукописным или принтерным способами с дву­сторонней печатью, либо представляется на дискете 3.5". Шрифт Times New Roman, 12 пунктов, в текстовом редакторе Word 6,0. Ширина полей справа -3,0см, слева - 1,3см, сверху - 2,0 см, снизу - 2,5см. Исправления, сокращения в тексте (кроме общепринятых) не допускаются. Дневники наблюдений течения болезни, листы назначений за период курации должны иметь личную подпись куратора-студента. Оформление титульного листа и основные разделы учебной истории болезни показаны в приложении 1. Клиническая история болезни оформляется в соответствии с формой № 003/у.

Систематизированное размещение полученных сведений по разделам (Приложение 7) обеспечивает высокое качество оформления истории болезни, но не определяет последовательность приемов обследования. Наиболее важную информацию следует выделять в тексте подчеркиванием, символом.

Степень детализации информации в истории болезни определяется следующими принципами [6]:

О фиксируется вся информация, как положительные, так и отрицательные результаты обследования, на которых основываются диагностические и лечеб­но-тактические суждения врача;

О следует записать все отрицательные результаты обследования данной анатомической области при возникновении предположения о наличии патоло­гии именно в данной области;

О большая часть отрицательных результатов может быть опущена при за­писи. Отметить необходимо лишь те, которые имеют отношение к жалобам больного или обоснованию суждений врача в процессе диагностики;

О в изложении используются короткие и простые фразы, написанные раз­борчиво. При необходимости изложение иллюстрируют схемами.

Считаем также, что

•    при описании патологического образования неэтично по отношению к больному и неинформативно использование в качестве «стандарта» размеров, формы, консистенции сравнение с плодами, фруктами, куриными яйцами и т.п.;

•    необходимо полное и объективное описание всех выявленных призна­ков. Недопустимы констатирующие ощ-мки или заключения типа «дегидрата­ция», «интоксикация», «ушибленнаи ринн» и т.п. Исключением является оценка общего состояния больного, которой и последующем уточняется и обосновыва­ется результатами обследования.

Разделы исюрии болезни

Учебная история болезни в соответствии с клиническим профилем кафедр имеет различное содержание, но единую схему. Многократное повторение ра­боты по оформлению учебной истории болезни на протяжении III-IY курсов обучения является одной из форм овладения навыком обследования больного.

После систематизированной регистрации в разделах «Анкетные данные», «Жалобы», «Анамнез заболевания», «Анамнез жизни», «Настоящее объектив­ное состояние, местные проявления заболевания» и «Дополнительные исследо­вания, результаты» всех признаков, описывающих настоящее состояние боль­ного, формулируется клинический диагноз в соответствии с Международной статистической классификацией (МКБ IX) и рекомендованной к практическому применению клинической классификацией конкретного хирургического забо­левания.

Обоснование клинического диагноза заключается в анализе всех установ­ленных жалоб, местных и общих симптомов, клинической интерпретации ре­зультатов дополнительных исследований в их совокупности, причинно-следственной взаимообусловленности. Выделяют ведущие, существенные (патогномоничные) симптомы и проводят группировку отдельных симптомов в симптомокомплексы и синдромы, характеризующие отдельные стороны сущ­ности распознаваемой болезни. На заключительном этапе осуществляют объе­динение всех симптомов и синдромов, исходя из главного (ведущего), на осно­ве, прежде всего, одной нозологической единицы (диагноза) или же затем - на основе нескольких диагнозов. Среди выявленных нозологических единиц опре­деляют диагноз основной, осложнения, сопутствующей нозологии.

Дифференциальная диагностика. Приводят перечень всех заболеваний, при которых возможно выявление указанных в обосновании диагноза симпто­мов и синдромов. Дифференциальную диагностику проводят, используя:

>   выявление различий при семиотическом анализе результатов кли­нического обследования;

>   оценку сочетаний местных симптомов (синдрома) с общими в диф­ференцируемых группах заболеваний;

>   выявление при клиническом обследовании не характерных для рас­познаваемого заболевания симптомов.

Этиология и патогенез - раздел, специфичный для учебной истории бо­лезни. С учетом современного научного знания излагается причина возникно­вения и механизмы развития патологического процесса (клиническая физиоло­гия), позволяющие объяснить все выявленные симптомы у больного, раскрыть их взаимосвязь. Именно понимание этиологии, патогенеза заболевания позво­ляет обосновать план этиотропного и патогенетического лечения.