Аис = Аи +
2
Для сравнения транспортных предприятий используются различные коэффициенты: технической готовности (αт), использования (αи) и выпуска (αв) парка.
Коэффициент технической готовности парка характеризует готовность ПС выполнять перевозки. Он определяется: для одной единицы ТС за Ди календарных дней
Д гэ = Д гэ , αт =
Ди Дгэ + Д р
для парка ПС: за один рабочий день
ААгэи = АгэА+гэ Ар , αт =
за Ди календарных дней
Этот коэффициент определяют как по всему предприятию, так и по отдельным моделям ТС. Он зависит от интенсивности эксплуатации ПС (суточный пробег, дорожные и климатические условия эксплуатации, объем транспортной работы); принятой системы ТО и Р; обеспеченности предприятия запасными частями, материалами, агрегатами; состоянием технической базы и др. При больших суточных пробегах, тяжелых дорожных и климатических условиях, больших объемах транспортной работы узлы и агрегаты ТС быстрее изнашиваются, требуют больших ремонтных воздействий, что может привести к увеличению простоя в ТО и Р и, как следствие, к снижению коэффициента технической готовности.
Так определяют фактическое значение этого коэффициента за прошед ший период времени.
Плановый коэффициент технической готовности рассчитывают цикловым методом. Цикл – это пробег единицы ПС с начала эксплуатации до первого капитального ремонта или пробег между последующими капитальными ремонтами. В этом случае αт рассчитывают по моделям ПС по следующей зависимости:
1
αт =
Lc ⋅ L1c + ДLкрц + 1000Днп , где Lc – среднесуточный пробег единицы ПС, км;
Дкр – дни простоя в капитальном ремонте;
Lц – пробег до капитального ремонта, км;
Днп – нормируемые дни простоя в ТО и Р в днях на 1000 км пробега.
Метод не учитывает особенности структуры парка по фактическому пробегу и не всегда результаты расчета соответствуют действительному техническому состоянию парка. Однако, эта зависимость позволяет проанализировать влияние различных факторов на техническую готовность ПС (среднесуточного пробега, межремонтных пробегов и пробегов между ТО и Р).
Выпуск ПС на линию характеризует коэффициент выпуска ПС (αв). Для единицы ПС за Ди календарных дней
Дэ
αв = ,
Ди − Д н
где Дн – дни нормированных простоев (количество выходных и праздничных дней, когда парк не работает).
Аэ
Для парка ПС: за один день αв = , Аи
за Ди календарных дней
АД э
αв = ,
АД и − АДн
где АДн – автомобиле-дни нормированных простоев согласно режиму работы предприятия.
Коэффициент выпуска ПС определяют по предприятию, по типам и моделям ПС. Он, как правило, меньше коэффициента технической готовности.
Использование календарного времени оценивают коэффициентом использования ПС (αи).
Для одного ТС за Ди календарных дней
αи =
Дэ = Дэ + ДДпэ + Д р ,
Ди
Аэ
Для парка ПС: за один день αи = ; Аи
за Ди календарных дней
АД э
αи = .
АДи
Если режим транспортного предприятия имеет непрерывную рабочую неделю, то αв = αи . В случае прерывной – αв > αи .
На практике значение рассмотренных коэффициентов зависят от многих факторов: обеспеченности грузом, горюче-смазочными материалами и топливом, шинами, водителями; эксплуатационных условий работы ПС и др.
Полезным и производительным временем для ПС является время движения с грузом. Необходимым временем при выполнении перевозок является время, затрачиваемое на выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Время движения без груза является непроизводительным, но необходимым для выполнения перевозок и его можно рассматривать как подготовительное.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.