Транспорт как отрасль материального производства. Характеристика видов транспорта. Классификация автомобильных перевозок, страница 9

Аис = Аи +

2

Для сравнения транспортных предприятий используются различные коэффициенты: технической готовности (αт), использования (αи) и выпуска (αв) парка.

Коэффициент технической готовности парка характеризует готовность ПС выполнять перевозки. Он определяется: для одной единицы ТС за Ди календарных дней

Д гэ = Д гэ , αт =

                                                                                         Ди             Дгэ + Д р

для парка ПС: за один рабочий день

ААгэи = АгэА+гэ Ар , αт =

за Ди календарных дней

АДАДгэи = АДгэАД+ гэАД р , αт =

Этот коэффициент определяют как по всему предприятию, так и по отдельным моделям ТС. Он зависит от интенсивности эксплуатации ПС (суточный пробег, дорожные и климатические условия эксплуатации, объем транспортной работы); принятой системы ТО и Р; обеспеченности предприятия запасными частями, материалами, агрегатами; состоянием технической базы и др. При больших суточных пробегах, тяжелых дорожных и климатических условиях, больших объемах транспортной работы узлы и агрегаты ТС быстрее изнашиваются, требуют больших ремонтных воздействий, что может привести к увеличению простоя в ТО и Р и, как следствие, к снижению коэффициента технической готовности.

Так определяют фактическое значение этого коэффициента за прошед ший период времени.

Плановый коэффициент технической готовности рассчитывают цикловым методом. Цикл – это пробег единицы ПС с начала эксплуатации до первого капитального ремонта или пробег между последующими капитальными ремонтами. В этом случае αт рассчитывают по моделям ПС по следующей зависимости:

1

αт =

Lc ⋅ L1c + ДLкрц + 1000Днп  , где Lc – среднесуточный пробег единицы ПС, км;

Дкр – дни простоя в капитальном ремонте;

Lц – пробег до капитального ремонта, км;

Днп – нормируемые дни простоя в ТО и Р в днях на 1000 км пробега.

Метод не учитывает особенности структуры парка по фактическому пробегу и не всегда результаты расчета соответствуют действительному техническому состоянию парка. Однако, эта зависимость позволяет проанализировать влияние различных факторов на техническую готовность ПС (среднесуточного пробега, межремонтных пробегов и пробегов между ТО и Р).

Выпуск ПС на линию характеризует коэффициент выпуска ПСв). Для единицы ПС за Ди календарных дней

Дэ

                                                                                   αв = ,

Ди Д н

где Дн – дни нормированных простоев (количество выходных и праздничных дней, когда парк не работает).

Аэ

Для парка ПС: за один день αв = , Аи

за Ди календарных дней

АД э

                                                                                αв = ,

АД и АДн

где АДн – автомобиле-дни нормированных простоев согласно режиму работы предприятия.

Коэффициент выпуска ПС определяют по предприятию, по типам и моделям ПС. Он, как правило, меньше коэффициента технической готовности.

Использование календарного времени оценивают коэффициентом использования ПСи).

Для одного ТС за Ди календарных дней

αи =

Дэ = Дэ + ДДпэ + Д р ,

Ди

Аэ

Для парка ПС: за один день    αи = ; Аи

за Ди календарных дней

АД э

                                                                                        αи = .

АДи

Если режим транспортного предприятия имеет непрерывную рабочую неделю, то αв = αи .   В случае прерывной –    αв > αи .

На практике значение рассмотренных коэффициентов зависят от многих факторов: обеспеченности грузом, горюче-смазочными материалами и топливом, шинами, водителями; эксплуатационных условий работы ПС и др.

2.2. Время работы подвижного состава

Полезным и производительным временем для ПС является время движения с грузом. Необходимым временем при выполнении перевозок является время, затрачиваемое на выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Время движения без груза является непроизводительным, но необходимым для выполнения перевозок и его можно рассматривать как подготовительное.