Транспорт как отрасль материального производства. Характеристика видов транспорта. Классификация автомобильных перевозок, страница 3


В связи с небольшим сопротивлением движению, удельные затраты топ лива на речном транспорте меньшие, чем на других видах транспорта (в 4 раза < автомобильного, в 15 – 20 < воздушного). Капиталовложения в речной транспорт относительно небольшие. Затраты на организацию судоплавания по природным водным путям с пропускной способностью 80 – 100 млн. т в несколько раз меньшие, чем сооружение железнодорожных путей или автомобильной дороги и твердым покрытием.

Недостатки речного транспорта следующие: ограничения в использовании ПС, связанное с сезонностью работ; низкая скорость перевозок грузов – 4 – 5 км/ч, однако при перевозках грузов в самоходных грузовых судах она может быть 8 – 9 км/ч, а при движении по течению – до 11 – 13 км/ч.

Воздушный транспорт имеет высокую скорость доставки пассажиров и грузов, обеспечивает экономию времени, комфортность полета (телевизор, кино-салон и т.п.), обладает большой дальностью беспосадочного полета, что повышает скорость доставки. Движение самолетов осуществляется по кратчайшим расстояниям между аэропортами (на отдельных направлениях расстояние доставки меньше, чем по железной дороге на 25 %, а по морским и речным путям – до 50 %, а между некоторыми пунктами – в 3 – 4 раза). Он обладает большой маневренностью в организации пассажирских перевозок (новые воздушные линии могут быть созданы в ограниченные сроки с небольшими капитальными вложениями. Имеется возможность замены воздушных судов и их количества соответственно пассажиропотоку). Ему присуща высокая культура обслуживания.

К недостаткам следует отнести следующее: высокая стоимость перевозок; зависимость от метеорологических условий; низкая безопасность полетов; значительные капитальные вложения в производство самолетов, вертолетов и строительство аэропортов.

Трубопроводный транспорт используется для перемещения различных продуктов производства как жидких, так и твердых (в малом объеме). Газопроводы являются единственно возможным видом транспорта доля передачи в массовых объемах газа на большие расстояния. Для поставок нефти в анало гичных условиях используются нефтепроводы. Транспортировка твердых материалов (угля, стройматериалов, руды, шлака и т.п.) применяется гидравлический метод.

Преимущества его следующие: возможность прокладки труб повсюду, в сравнительно малые сроки; относительно небольшая трудоемкость доставки грузов и его затраты; низкая себестоимость транспортировки (в 2 раза ниже, чем по водным путям и в 3 раза - по железной дороге); беспрерывность транспортного процесса доставки груза на большие расстояния; сохранность нефтепродуктов благодаря полной герметизации системы; отсутствие (при соответствующей изоляции) влияния на окружающую среду.

К недостаткам относят узкую специализацию; необходимость беспрерывной подачи груза (например, требуется мощный нефтяной поток).

Автомобильный транспорт перевозит грузы и пассажиров на короткие расстояния. Без его участия невозможна работа других видов транспорта. Автомобильный транспорт мощно вошел в быт и производственный процесс всех отраслей производства (промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля, бытовое обслуживание и т.д.).

Его преимущества проявляются: в мобильности (доставка грузов от «дверей» до «дверей»); первоначальная организация не требует больших капитальных вложений; большое разнообразие типов ПС.

К основным недостаткам автомобильного транспорта относят: небольшая грузоподъемность; большая себестоимость перевозок из-за низкой грузоподъемности, большой стоимости материально-технической базы, плохого технического состояния дорожной сети; низкая безопасность движения; загрязнение окружающей среды.

3. Классификация автомобильных перевозок

Производственный процесс автомобильного транспорта – это перемещение грузов и пассажиров, который называют автомобильными перевозка ми.

По виду перевозок их разделяют на грузовые и пассажирские.