В течение рабочего дня единица ПС находится в наряде (работе) Тн часов. Это время необходимо затрачивать на выполнение транспортного процес са, т.е. на движение (Тдв) и простой в пунктах погрузки и разгрузки (Тпр). Если возникают простои ПС по техническим и организационным причинам (неисправность ПС, отсутствие груза и т.п.), то это время простоя (Тп) по этим причинам войдет во время в наряде.
Тн = Тдв + Тпр + Тп .
Время работы ПС на маршруте (Тм) находится как
Тм = Тн - Σ tн , где Σ tн – время, затрачиваемое ПС на преодоление суммарных нулевых пробегов, ч:
Σl0
Σtн = ,
Vт
где Σ l0 – суммарные нулевые пробеги, км;
Vт – техническая скорость движения единицы ПС, км/ч.
Время работы ТС на линии (Тл), т.е. нахождение его вне предприятия, больше нарядного на время перерыва и отдыха водителя.
Тл = Тн + tотд .
Степень использования нарядного времени оценивают коэффициентом использования рабочего времени (δр):
Тдв
δ р = .
Т н
Время работы парка на линии оценивают автомобиле-часами (АЧн). Для единицы ПС автомобиле-часы – это сумма всех часов пребывания на линии за Ди календарных дней:
Ди
АЧ н =∑Тнi .
i=1
Для группы ТС или всего парка за Ди календарных дней
Аи Ди
АЧ н = ∑∑Тнij .
j=1 i=1
Находят средние значения времени в наряде: для единицы ПС
Ди
Тн = АЧ н = ∑i=1Тнi ;
Дэ Дэ
для парка ПС
Аи Ди ∑∑Т
АЧ н j=1 i=1 нij .
Тн = =
АД э АД э
Номинальная грузоподъемность ТС (qн) зависит от его конструкции. ПС АТ характеризуется не только грузоподъемностью, но и грузовместимостью. Грузоподъемность является постоянной величиной для данного типа ПС, а грузовместимость определяется внутренними размерами кузова и может быть различной при одной и той же грузоподъемности.
При организации перевозок стремятся к полному использованию грузоподъемности ПС, что способствует увеличению количества перевозимого груза и снижению затрат на перевозку. Грузы имеют различную объемную массу (от 0,1 до 4,0 т/м3 и более). Поэтому максимальное количество груза, которое может быть погружено в кузов ПС с соблюдением габаритов, зависит в первую очередь от объемной массы груза, его формы и размещения в кузове. В зависи-
мости от объемной массы груза и степени использования грузоподъемности ПС вся номенклатура грузов, как известно, подразделяется на четыре класса.
Степень использования грузоподъемности ПС оценивают статическим и динамическим коэффициентами использования грузоподъемности.
Статический коэффициент использования грузоподъемности (γс) определяется отношением фактического количества перевезенного груза (Qф) к возможному (Qв) при полном использовании грузоподъемности ПС без учета расстояния перевозки. За ездку единицы ПС
zе q
γc = qф и за zе: γc = ∑i=1 qфi ,
н zе ⋅ qн
где qф – фактическое количество перевезенного груза за ездку, т; qн – номинальная грузоподъемность единицы ПС, т.
Для учета расстояния перевозки, которое существенно влияет на результаты работы ПС, на АТ определяется еще и динамический коэффициент использования грузоподъемности (γq). Он равен отношению количества фактически выполненных тонно-километров (Рф) к количеству возможных (Рв) при условии полного использования грузоподъемности ПС.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.