5. Выбор подвижного состава.
Специально сконструированное ТС для конкретных условий эксплуатации было бы наиболее рентабельным и эффективным. Но такое решение невозможно, т.к. велико разнообразных сочетаний условий эксплуатации.
Условия эксплуатации влияют на выбор ПС, его производительность и долговечность, себестоимость и рентабельность перевозок и др. Они могут быть объединены в следующие группы: организационно-технические, дорожные, природно-климатические и транспортные.
Организационно-технические условия отражают уровень организации работы автотранспорта, отдельных служб АТП; уровень НОТ; применение современных технических средств, АСУ перевозочным процессом; культуру ТО и Р ПС; квалификацию водителей, ремонтного и обслуживающего персонала, их психологические, моральные и деловые качества и многие другие факторы.
Дорожные условия характеризуются сетью автомобильных дорог, которая оценивается плотностью сети (км / 1000 км2) и ее значение составляет в США – 536,9; Англии – 1459; ФРГ – 1812; Японии – 1080; Франции – 1307; Украине – 318. По назначению и среднесуточной интенсивности автодороги подразделяются на 5 категорий дорог с четырьмя типами покрытий: усовершенствованные капитальные – I и II и в отдельных случаях III категория; усо вершенствованные облегченные – III и IV категории дорог; переходные – IV и V категории дорог; низшие – V категория дорог. По прочности дорожного покрытия, которая определяет допустимую осевую нагрузку, дороги первой группы допустимой осевой нагрузкой до 10 т – I, II и частично III категория дорог, ко второй группе – до 6 т – дороги III и IV категории. Кроме того дороги характеризуются величиной уклонов (подъемов); кривизной (радиусом поворота); видимостью в направлении движения и боковой; шириной проезжей части; рельефом местности (равнинный, холмистый, высокогорный); ровностью дорожного покрытия, которую оценивают коэффициентом ровности (отношение суммы высот неровностей на участке дороги к длине участка, см/км); интенсивностью и составом движения. Все перечисленные показатели влияют на скорость движения ТС. В городских и внегородских условиях интенсивность и состав движения ТС резко отличаются.
Природно-климатические условия определяются температурой окружающего воздуха (зона холодного, умеренного и жаркого климата); продолжительностью зимнего периода и снежного покрова, влажностью в летний период; наличием осадков (дождь, снег), туманов, гололеда. Эти условия влияют как на конструктивные особенности ТС, так и на выбор рациональной скорости их движения.
Транспортные условия – это вид груза и перевозок по отраслевому признаку; объем и дальность перевозок, равномерность грузопотоков и партионность отправок, условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ. По виду груза осуществляется выбор типа кузова и его вместимость; по объему и партионности перевозок устанавливают грузоподъемность ТС; срочность и дальность перевозок обуславливают скоростные качества ТС; условия погрузки и разгрузки влияют на тип кузова и грузоподъемность ТС.
Подвижной состав – это ТС, предназначенные для перевозок грузов, людей, а также средства, оснащенные специальным оборудованием.
Классификацию ПС осуществляют по различным признакам.
По назначению: на транспортные и специальные, не предназначенные для перевозки грузов или пассажиров (мастерские, радиостанции, пожарные, санитарные, автокраны, гоночные и др.).
Транспортные грузовые средства имеют кузова общего назначения и специализированные.
ПС общего назначения оснащен бортовыми грузовыми платформами и предназначен для транспортировки грузов широкой номенклатуры.
Специализированный ПС (СПС) имеет кузова специальной конструкции для перевозки одного вида или однородной группы грузов (самосвалы, цистерны, смесители, бетоновозы, панелевозы и т.п.).
По дорожным регламентациям все ТС подразделяют на три группы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.