По способу опрокидывания различают самоопрокидывающиеся кузова (обычно шарнирного типа, опрокидывается кузов под действием веса груза, центр тяжести которого смещен назад относительно шарнира) и с принудительным опрокидыванием.
Применение СПС позволяет полней использовать грузоподъемность ТС, резко сократить время на погрузку-разгрузку, что ведет к увеличению производительности ПС и снижению себестоимости перевозок грузов.
К основным эксплуатационным качествам ТС относятся: использование габаритных размеров и массы ТС; удобство погрузки-разгрузки; обеспечение качества перевозок грузов; тягово-скоростные качества ТС; тормозные качества; маневренность, управляемость и устойчивость; проходимость.
К основным габаритным размерам относят длину (La), ширину (Ва) и высоту (Н), которые ограничены для общей сети дорог следующими величинами:
Hmax – 4,0 м; Bamax – 2,5 м; Lamax – 12 м для одиночного автомобиля, – 20 м для автопоезда с одним прицепом или полуприцепом, – 24 м для автопоезда с при цепами.
Использование габаритных размеров оценивают коэффициентом компактности (ηк), который определяется как отношение грузоподъемности ТС к его габаритным размерам, т/м2:
qн ηк = .
La ⋅ Ba
Можно спроектировать короткобазную машину с большой грузоподъемностью, но это приводит к снижению устойчивости автомобиля. С увеличением грузоподъемности коэффициент компактности растет. Он лежит в пределах 0,1 … 0,5 т/м2.
Кроме того, определяют коэффициент использования габаритных размеров (ηг) как отношение внутренней площади кузова к габаритным размерам ТС:
a ⋅ b
ηг = ,
La ⋅ Ba
где а и b – соответственно внутренняя длина и ширина кузова.
Значение ηг лежит в пределах 0,4 – 0,6.
Коэффициент использования массы (ηв) рассчитывается как отношение грузоподъемности ТС к его собственной массе:
qн
ηв = ,
Ga
где Ga – собственная масса ТС, т.
Этот параметр оценивает совершенство конструкции. У современных грузовых автомобилей ηв ≈ 1,0. Чем больше qн, тем выше ηв.
Грузовместимость ТС определяется внутренними размерами кузова и объемным весом груза, однако ограничивается грузоподъемностью ТС.
Масса навалочного или штучного груза Ga, которая может быть перевезена ТС:
G = a . b . (h ± h1) . ρ, где a . b – площадь пола кузова, м2; h – высота борта (см. рис. 12), м; h1 – расстояние верхнего края борта платформы до допустимого уровня высоты погрузки, м; ρ - объемная масса груза, т/м3.
h1 - штучный груз h1 - навалочный груз
Рисунок 12
Величина h1 может иметь различные значения. При перевозке ценных навалочных грузов погрузка осуществляется ниже уровня бортов платформы.
Например, для зерна – на 100 ÷ 150 мм. Причем эта величина зависит еще и от дороги. А если малоценный груз, например песок, загружают часто выше. Но вообще при перевозке навалочных и насыпных грузов h1 чаще берется со знаком минус.
При перевозке штучных или тарных грузов величина h1 может быть со знаком плюс до максимальной допустимой габаритной величины 4,0 м от опорной плоскости. Однако, при перевозке штучных и тарных грузов мы не можем полностью использовать площадь пола. Поэтому зависимость примет вид:
G = a . b . (h + h1) . ρ . η , где η - коэффициент использования площади пола кузова.
Если кузов загружается ящиками, контейнерами, то η = 1,0 когда их габаритные размеры кратны ширине и длине кузова. Когда перевозятся мешки, рулоны, бочки, то η < 1,0. Анализ показывает, что значения η находятся в следующих пределах для:
§ ящиков, кип – 0,61 … 0,95;
§ мешков, куль – 0,9 … 0,98;
§ бочек, рулонов – 0,4 … 0,7;
§ бревен, брусьев, дров – 0,7 … 0,96.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.