Пример 3. Рассчитать нормальные стыковые зазоры 25-метровых рельсов типа Р65 и свести их в таблицу для прямых и кривых радиусом 500 м по Одесской дистанции пути Одесской железной дороги. Накладки четырехдырные. Конструктивный стыковой зазор 21 мм. В районе Одессы tmax = 56, ?min = -28 °С, а 7, = 84 °С.
По таблице 4.3 устанавливаем, что в районе Одессы 25-метровые рельсы на прямых и кривых можно эксплуатировать без сезонной регулировки стыковых зазоров, так как Т, = 84 °С < [7] = 85 °С. При этом составляется одна таблица нормальных стыковых зазоров и соответствующих им температур, по которой следует устанавливать зазоры по всей дистанции пути независимо от плана линии.
Нормальные стыковые зазоры 25-метровых рельсов, определенные для Одесской дистанции пути, приведены в таблице 4.14.
Таблица 4.14 - Таблица нормальных зазоров для Одессы
| Зазор, мм | Температура, °С | Зазор, мм | Температура, °С | Зазор, мм | Температура, | 
| 0 | 48 | 8 | 20 | 16 | -7 | 
| 1 | 45 | 9 | 17 | 17 | -10 | 
| 2 | 42 | 10 | 13 | 18 | -15 | 
| 3 | 38 * | 11 | 10 | 19 | -17 | 
| 4 | 34 | 12 | 6 | 20 | -20 | 
| 5 | 30 | 13 | 5 | 21 | -23 | 
| 6 | 27 | 14 | 0 | ||
| 7 | 24 | 15 | -5 | 
Как видно из таблицы 4.14, нулевые зазоры должны устанавливаться при температуре 48 °С, а конструктивный зазор 21 мм - при минус 25 °С. При этом исключается работа болтов на изгиб, а сжимающие температурные силы, достигающие 328 кН
131
по обеим рельсовым ниткам, обеспечивают надежную эксплуатацию звеньевого пути даже в самых крутых кривых. При укладке 25-метровых рельсов с увеличенным конструктивным зазором облегчается температурная работа звеньевого пути Для снижения динамического взаимодействия зазоры будут меньше конструктивных даже в момент наступления минимальных расчетных температур. При этом определение стыковых зазоров должно производиться по формуле (4.8) или общей таблиц*. 4.7. В подобных случаях по опыту зарубежных железных дорог можно рекомендо вать использование незначительного торцевого давления в момент наступления мак симальных расчетных или близких к ним температур.
5 АНАЛИЗ РАБОТЫ РЕЛЬСОВ С СЕЗОННОЙ РАЗГОНКОЙ СТЫКОВЫХ ЗАЗОРОВ
5.1 Влияние зазоров на температурную амплитуду
В предыдущих разделах были установлены условия эксплуатации звеньевого пути без сезонной регулировки стыковых зазоров. Допустимые температурные амплитуды для различных конструкций пути и плана линии, позволяющие нормально эксплуатировать 25-метровые рельсы, определены с учетом отрицательного допуска в содержании среднего зазора на пикете, равного минус 2 мм. При этом было предусмотрено, что раскрытие зазоров
|осуществляется в пределах конструктивного значения с частичным или полным использованием устойчивости пути в момент наступления максимальной расчетной температуры рельса. В зимнее время, даже в момент наступ-!ления минимальной расчетной температуры, величина стыкового зазора не
^должна превышать конструктивного значения, что позволяет исключить изгиб и срез болтов. Такой подход к назначению нормальных стыковых зазоров и определению условий эксплуатации 25-метровых рельсов без сезонной регулировки стыковых зазоров обеспечивает оптимальную температурную работу звеньевого железнодорожного пути.
Допустимые годовые температурные амплитуды возрастают с увеличением конструктивного стыкового зазора и уменьшаются по мере уменьшения радиуса кривой. Наименьшие допустимые годовые температурные амплитуды, позволяющие эксплуатировать 25-метровые рельсы без сезонной
^разгонки и регулировки стыковых зазоров, являются характерными для кон-!структивного зазора величиной 21 мм в кривых участках пути малого ра-
вдиуса при рельсах типа Р65 и Р75 с четырехдырными накладками. Так, в ркривой радиусом 300 м допустимая годовая температурная амплитуда для 'ельсов тяжелых типов составляет соответственно 85 и 84 °С. Районы с такой годовой амплитудой колебания температуры рельса расположены на Ьге стран СНГ и примыкают к Черному морю. Следовательно, при сущест-рующем конструктивном стыковом зазоре практически повсеместно необ-одимо производить разгонку и регулировку стыковых зазоров с укладкой короченных или удлиненных рельсов соответственно на весенне-летний и 'осенне-зимний периоды.
В кривых радиусом 500 м сезонную регулировку стыковых зазоров по-ебуется проводить в районах, где годовая температурная амплитуда >ельсов превышает 95-96 °С. Такие колебания температур отмечаются в новном на территории Целаруси и Украины. Очевидно, что выполнение езонных регулировок стыковых зазоров в районах с незначительными
133
Наибольшее напряжение а0 (при X = 0) найдем по формуле (2.53);
a = -24,5 • 50 + >/24,52 -39,52 -5562 -0,574/3 = -328 дан/см2.
Следовательно, при повышении температуры до значения
больше нейтрально^*
на 50 °С максимальные
напряжения будут сжимающими и равными 328 дан/см2. ЭпЙ'
напряжения действуют в середине длины
рельса.                                                          ;
Если тот же пример решить при постоянном р = 9 дан/см, то наибольшее сжимающее напряжение
а„ = —СР„ + р/,) = -—(20000+9-1250)--= -391 дан/см2.
F                      80
из них а„ = -250 дан/см2 и а„ = -141 дан/см2. Температура /„, необходимая для пр одоления погонного сопротивления,
1„—J, /О W.
| Полное удлинение | 
а£ 24,5
| или | 
^=^fttl,l,+a.(t-tl,-tH)ll=al,\t-tH-^\ = 0,0000118-1250(50 - 10,2-2,88) = 0,54 см.
В примере как ас, так и xq получились одного порядка при /7 = 9 дан/см2 -= const и при/? = 8Х1/3.
Во втором случае наибольшие сжимающие напряжения получились меньше, чем в первом, на 17,4 %, а наибольшее удлинение - на 2 % больше.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.