Ограничение температурных деформаций рельса конструктивной величиной стыкового зазора приводит к увеличению сил торцевого давления и температурных сжимающих сил. Значения сжимающих сил, возникающих в пути при ограничении раскрытия стыковых зазоров его конструктивным значением, в зависимости от годовой амплитуды колебания температуры рельсов приведены на графике (рисунок 3.1) и в таблице 3.5. При расчете
101
стыковое сопротивление для рельсов типа Р75 принято 200 а типаР50иР65-170кН. |
Рисунок 3.7 - Сжимающие силы, МЫ,
возникающие в пути при установке нормальных
стыковых зазоров
Значения сжимающих температурных сил возрастают с увеличением ти»' па рельсов и годовой амплитуды колебания температуры. При этом наибольшие сжимающие силы в суровых климатических условиях могут достигать 1500-1800 кН, что опасно для устойчивости рельсош паль ной решеткщ и может привести к выбросу стыкового пути в момент наступления мальных расчетных температур.
ТаблицаЗ.5- Сжимающие силы, кН, возникающие в пути при установке нормальных стыковых зазоров
Тип рельсов |
Годовая амплитуда колебания температуры рельсов, °С j |
|||
100 |
105 |
ПО |
115 1 |
|
Р50 Р65 Р75 |
640 873 1024 |
805 1078 1229 |
1 968 1283 1434 |
1134 1448 1839 I |
Все вышесказанное относится к случаю, когда при укладке пути замеряется температура рельса, а стыковые зазоры устанавливаются в точном соответствии с фактической температурой. При установке зазоров, отличающихся от рекомендуемых, условия работы стыковых соединений осложняются, а возникающие при этом фактические растягивающие или сжимающие температурные силы затрудняют работу 25-метровых рельсов и могут привести к тяжелым последствиям.
Назначение стыковых зазоров больше нормальных облегчает и. рельсов летом вследствие уменьшения сил торцевого давления при настуг
102
лении максимальных температур. Вероятность выколов головки рельсов в стыке при этом уменьшается, что следует считать положительным. Однако зимой работа 25-метровых рельсов осложняется, так как конструктивная величина стыкового зазора появляется раньше, чем температура достигает своего минимального расчетного значения. Дальнейшее понижение температуры раскрывает стыковой зазор больше конструктивного и приводит к изгибу болтов, что, как было указано ранее, является нерациональным.
Проанализируем, какие дополнительные температурные силы возникнут в 25-метровых рельсах на костыльном скреплении при укладке их в путь с зазорами, отличающимися от нормальных. На закрытие стыкового зазора от 21 до 0 мм или для раскрытия его от 0 до 21 мм требуется перепад температуры
1 91
• = 71°С.
"а а/ 0,295
Для изменения длины 25-метрового рельса на 1 мм потребуется перепад температуры
1/(а/)= 1/0,295 = 3,4 °С.
Тогда температурную продольную силу, передаваемую на болты в момент наступления минимальной расчетной температуры, можно определить, пользуясь следующей зависимостью:
Д^б = aEF ф ~ " , (3.18)
где а - коэффициент линейного расширения рельсовой стали; Е - модуль упругости рельсовой стали, МПа; F- площадь поперечного сечения рельса, м2; Аф - величина фактически установленного стыкового зазора, м; А-н- величина нормального стыкового зазора при данной температуре, м; / - длина рельса, м. После подстановки известных величин получаем
Д/>б=8,5ЯА.ф-А„). (3.18а)
Величина 8,5 характеризует растягивающую температурную силу, срезающую болты, которая возникает в 25-метровом рельсе при укладке с зазорами, отличающимися от нормальных на 1 мм. Следовательно, ошибка в установке стыковых зазоров на 1 мм вызывает появление сил, изгибающих и срезающих стыковые болты по одной рельсовой нитке в рельсах типа Р50, Р65 и Р75 соответственно 56,1; 70 и 81,6 кН.
С увеличением отгибки в назначении стыковых зазоров при укладке 25-метровых рельсов до 2 мм типа Р65 и Р75 температурные силы, срезающие болты, составляют соответственно 140 и 160 кН. Такие значительные температурные силы в зимнее время могут привести к срезу болтов и разрыву стыков 25-метровых рельсов, что представляет угрозу безопасному
103
движению поездов. Если при этом путь будет недостаточно закрепл* угона, то в рельсах возникнут еще большие температурные растягива: силы, величина которых находится в прямой зависимости от величины на. В результате несовершенства противоугонной системы и несвоеврв! ной замены негодных противоугонов срез болтов и разрыв стыков mi произойти при небольших отрицательных значениях температуры, т. е. долго до наступления минимальной расчетной температуры.
Установка стыковых зазоров меньше нормальных приводит к более быстрому закрытию зазоров и вызывает увеличение сил торцевого давленвд При этом дополнительные температурные сжимающие силы, возникающие по одной рельсовой нитке в момент наступления максимальных расчетных температур,
Д/>С=8,5Щ„-^Ф). (3.19}
мм 10 |
Условные обозначения приведены выше. Следовательно, дополнительные сжимающие силы и силы, изгибающие или срезающие стыковые болты, одинаковы при одной и той же ошибке, т. е. при Х„ - Хф = А,ф - Хн. Зависимость этих сил от величины ошибки при установке стыковых зазоров, отличающихся от нормальных, приведена на рисунке 3.8. 2
Рисунок 3.8 - Дополнительные силы (сжимающие и растягивающие). МН, возникающие в пути при установке зазоров, отличающихся от нормальных
Назначение стыковых зазоров меньше нормальных облегчает работу ; рельсов зимой. Даже в момент наступления минимальной расчетной температуры зазоры не достигают конструктивной величины, что является рациональным. В результате этого уменьшается динамическое воздействие подвижного состава на путь в зоне стыка. Однако эксплуатация пути летом
104
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.