Рассмотрим влияние стыкового сопротивления на напряженное состояние обычных рельсов, изменение длины которых не ограничивается величиной конструктивного стыкового зазора. Для указанных условий изменение напряженного состояния рельсов нормальной длины должно осуществляться аналогично жестко заделанному стержню, по концам которого приложены сопротивления ограниченной величины.
В районе Сочи 25-метровые рельсы являются рельсами нормальной длины, так как годовые фактические температурные изменения их длины меньше конструктивной величины стыкового зазора. Эпюры температурных сил 25-метровых рельсов типа Р65, возникающие в рельсах, для различных значений стыкового сопротивления (100, 200 и 300 кН) в районе Сочи (/гоах = = +58, /mjn = -14 °C) приведены на рисунке 3.1.
Из эпюр, представленных на рисунке 3.1, устанавливаем, что сжимающие и растягивающие температурные силы возрастают с увеличением стыкового сопротивления и оказываются равными величине стыкового сопротивления. При этом с увеличением стыкового сопротивления наблюдается
85
уменьшение годовых изменений длины 25-метровых рельсов, которьк-Сочи являются рельсами нормальной длины или обычными. Это, безус, но, является положительным и заслуживает пристального внимания. Ани гичные эпюры температурных сил в указанном районе будут для рель других типов, а также и для рельсов длиной 12,5 м.
/г=юокн
Nf= JOO кН
R = 200 кН |
Nc = 200 кН 7Vp= 200 кН
N, = 300 кН
R = 300 кН |
.V,- 300 кН
Рисунок 3.1 - Эпюры температурных сил 25-метровых рельсов типа Р65 в районе Сочи при разных стыковых сопротивлениях
I
При существующем стыковом скреплении и отношении к затяжке сты| ковых болтов без дополнительного расхода рабочей силы можно надеж! обеспечивать стыковое сопротивление 25-метровых рельсов порядка 16( 200 кН. При этом фактические годовые изменения длины рельса в райок Сочи не будут превышать 15 мм. Такое состояние стыковых зазоров улуч шает взаимодействие пути и подвижного состава в зоне стыка и способе! вует продлению их срока службы.
Следовательно, для рельсов обычной длины увеличение стыкового со-| противления приводит к росту температурных сил в рельсах, но уменьшает^ годовые изменения их длины. Несколько сложнее формирование темпера-'! турных сил длинных рельсов, годовые изменения длины которых ограниче-| ны конструктивной величиной стыкового зазора.
При этом после закрытия стыкового зазора проявляется торцевое давле-| ние и возникает угроза нарушения устойчивости путевой решетки. Сил!
86
торцевого давления по одной рельсовой нити могут быть определены по следующей зависимости:
(3.13)
где а - коэффициент расширения рельсовой стали;
F- площадь поперечного сечения рельса, м2;
Д^торц - перепад температуры, на протяжении которого проявляется торцевое давление, °С;
Т- годовая температурная амплитуда, °С;
Хк - конструктивный стыковой зазор, мм; / - длина рельсов, мм;
R - стыковое сопротивление, кН.
Температурная сжимающая сила в пути, состоящая из сил стыкового сопротивления и торцевого давления, при одинаковых стыковых зазорах по обеим рельсовым нитям
0.14)
При разных значениях стыковых зазоров температурные силы суммируются по обеим нитям или в формулу (3.14) подставляется значение среднего стыкового зазора на пикете по обеим нитям. Указанные формулы справед-
ливы при
( ос/ 2,5F
В случае невыполнения этого условия, что имеет место при достаточно высоком стыковом сопротивлении, происходит частичное раскрытие стыкового зазора, т. е. конструктивный зазор используется неполностью. При этом из указанного условия может быть определена величина стыкового зазора, которая используется для компенсации температурных перемещений 25-метровых рельсов в конкретно рассматриваемом районе. Величину >того зазора можно получить по формуле
При обеспечении изменения стыкового зазора в пределах его конструктивного значения растягивающая температурная сила по одной рельсовой нитке равна величине стыкового сопротивления при прямом ходе. В случае нарушения условий установки зазоров и появления стыковых зазоров больше нормальных возникает дополнительная растягивающая сила, которая стремится изогнуть и срезать стыковые болты. При определенной величине этой силы может произойти срез болтов и разрыв стыков. Поэтому ошибки в установке стыковых зазоров осложняют температурную работу 25-метровых
87
Таблица 3.3 - Расчётсжимающихирастягивающихтемпературныхсилдля районасгодовойамплитудойколебанийтемператур 100 °С |
545_ 240 355 _455 300 300 395 350 350 J50_ 450 450 450_ 600 600 600 |
395 О 115 215 |
рельсов и требуют дополнительных трудовых затрат на их разгонку и ре ровку, а нередко и на разрядку температурных напряжений стыкового
Когда требование формулы (3.14) не выполняется и выражение в с: ках становится равным нулю или отрицательным, величину сжимающ растягивающей температурной силы в пути следует определять по форму
^р = ^сж = 2R.(3!
По указанным зависимостям определим величину сжимающих темпв[ турных сил, возникающих в 25-метровых рельсах, при различных значен! ях стыкового сопротивления в районе, где годовая амплитуда колебащ температуры рельса составляет 100 °С, а результаты расчета сведем в таб? лицу 3.3. Для значений стыкового сопротивления при выполнении требо-
вания |
т,
т/? ^
- _х _ > 0
величину сжимающей силы в пути можно опре»
a/ 2,5F)
делить по формуле (3.14), а когда указанное требование не выполняется, то сжимающую силу следует определять по формуле (3.16).
Необходимо уяснить, что суммарные температурные (сжимающие и растягивающие) силы в одном и том же районе остаются постоянными. Уменьшение же сжимающих продольных сил с увеличением стыкового сопро ления происходит за счет перевода части сжимающих температурных сил растягивающие.
500 кН 600 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.