Особенности работы звеньевого пути без сезонной разгонки и регулировки зазоров, страница 2

4.2.3  Отступления от заданных размеров зазоров не должны превышать
±1 мм в каждом зазоре и ±30 мм в сумме зазоров на 1 км пути.

При превышении разрешенных отступлений перед сдачей километра должна быть выполнена регулировка зазоров с ослаблением стыковых бол­тов на одной из половин накладок и обстукиванием последних. После регу­лировки зазоров болты должны быть затянуты требуемым усилием.

Для каждого участка новой укладки составляется покилометровая ведо­мость измерений зазоров по каждой нитке. Ведомость должна быть в техни­ческом отделе дистанции пути, у дорожного мастера и бригадира.

4.2.4 Для точной установки зазоров температура рельсов должна изме­
ряться на месте укладки переносным рельсовым термометром (может быть
использован стеклянный термометр, вмонтированный в отрезок рельса дли­
ной 20—25 см); при укладке каждого последующего звена к торцам ранее
уложенных   рельсов   прикрепляются   стальные   пластинки-ограничители
(вкладыши) соответствующей данной температуре толщины. (На месте ра­
бот должен иметься набор пластинок толщиной от 1 до 25 мм с градацией

118


через 1 мм). Размеры зазоров после их регулирования должны быть измере­ны с помощью клинового зазорника с ценой деления 1 мм, вставляемого в зазор сбоку рельса на уровне середины высоты головки.

4.2.5 Укладывать 25-метровые рельсы можно только в определенном ин­тервале температур, при котором стыковые зазоры должны быть больше нуля и меньше конструктивного размера.

В случае крайней необходимости, по согласованию с руководством дис­танции пути при укладке на эксплуатируемых линиях и с заказчиком - на вновь строящихся, укладка может быть разрешена при более высокой тем­пературе, чем та, при которой зазоры должны равняться нулю, но при этом временно должны быть уложены в необходимом количестве укороченные рельсы и установлены соответствующие зазоры. В случае укладки при тем­пературе ниже, чем та, при которой зазор должен равняться конструктивно­му, в путь должны быть временно уложены удлиненные сплотки рельсов. Порядок расчета необходимого укорочения или удлинения рельсов при ук­ладке за пределами расчетного температурного интервала будет изложен в разделе 5.

Временно уложенные в путь укороченные рельсы или удлиненные сплотки рельсов должны быть своевременно, т. е. при наступлении расчет­ного интервала температур, заменены 25-метровыми с установкой стыковых шоров в соответствии с требуемыми при данной температуре.

Все временно уложенные рельсы должны быть замаркированы масляной краской.

4.3 Указания по текущему содержанию зазоров 25-метровых рельсов

4.3.1  Чтобы своевременно принять меры и не допустить выброса пути
при высоких температурах рельсов и разрыва стыковых болтов при низких,
необходимо систематически два раза в году - весной и осенью - измерять
зазоры в стыках и при необходимости регулировать их. При этом следует
также измерять и температуру рельсов. Конкретные сроки окончания этих
работ устанавливаются приказом по дороге.

Измерение зазоров целесообразно совмещать со смазкой болтов и вы­полнять при пасмурной погоде, когда температура рельсов изменяется не­значительно.

4.3.2  На изменение зазоров существенно влияет трение рельсов по на­
кладкам. На участках с многолетней амплитудой колебаний температуры
более 100 °С при весеннем измерении зазоров накладки должны быть осво­
бождены от защемления в пазухе рельсов, для чего натяжение болтов на
одной половине накладок следует ослабить поворотом гаек на 2-5 оборотов
с остукиванием накладок молотком. Для пропуска поездов болты должны
быть затянуты. На участках с меньшими температурными амплитудами
можно не ослаблять натяжение стыковых болтов, внося при этом поправку в

119


измеряемые значения зазоров. Поправка определяется для каждого ки%. метра двойным промером зазора в одном стыке: первый промер — при зазд. нутых болтах, второй - при ослабленных. Если после ослабления болтвв зазор уменьшится, то все значения, измеренные на этом километре, следует уменьшить на 2 мм; если увеличится, то все значения следует на столько »е увеличить. Поправка не требуется, если после ослабления болтов зазор це изменяется.

4.3.3  Весной перед проверкой зазоров необходимо удалить наплывы на
головках рельсов (козырьки), которые могут образоваться зимой при рас­
крытых зазорах. Козырьки, если их не удалять, могут вызвать откол верхней
части головки летом, когда создается большое торцевое давление рельсов
друг на друга с последующим увеличением зазора.

4.3.4  Перед сплошным измерением зазоров должны быть выявлены все
«неработающие» стыки, т. е. стыки, в которых из-за чрезмерного натяжения
болтов или по другим причинам зазор в процессе эксплуатации не изменял­
ся. У таких стыков отсутствует металлический блеск на подошве рельсов у
концов накладок и на верхней части накладок в зазоре. В этих стыках перед
измерением следует ослабить натяжение болтов и остучать накладки молотком.

4.3.5  Значения измеренных зазоров и температуры рельсов записывают в
ведомость, по которой рассчитывают размеры необходимой передвижки
рельсов и намечают порядок выполнения работ по регулировке или разгон­
ке зазоров (регулировка назначается, когда передвижка рельсов может быть
выполнена без разрыва колеи, разгонка - когда размеры передвижки больше
конструктивного зазора и требуется разрывать колею). На основании ведо­
мости составляют график передвижки рельсов, на котором должно быть
видно накопление измеренных и нормальных зазоров, а также величина и
направление необходимого перемещения рельсов.

4.3.6  По результатам сплошного промера зазоров должна производиться
регулировка или разгонка зазоров, если сумма их на 1 км по одной нити
отличается от суммы нормальных зазоров на 60 мм и более.

Регулировка или разгонка зазоров также должна быть выполнена, если в период между весенними и осенними промерами при несоответствующей температуре рельсов будут обнаружены на обеих нитках два подряд слитых (нулевых) зазора или после осеннего промера - четыре подряд зазора с сум­марным отклонением от нормы более +8 мм, а также отдельные зазоры раз­мером более 29 мм при рельсах Р75 и Р65 и более 25 мм при рельсах Р50.