Для того чтобы исключить работу болтов на изгиб в крутых кривых Омской дистанции пути, потребовалось бы увеличение конструктивной величины стыкового зазора до 27 мм. Однако при существующей конструкции стыкового скрепления это практически неосуществимо, так как увеличение диаметра болтовых отверстий на концах рельсов более 40 мм нежелательно. Использование шестидырных накладож и высокопрочных стыковых болтов позволило бы облегчить температурную рабо?у 25-метровых рельсов на Омской дистанции пути и исключить работу болтов на изгиб в кривых радиусом 400 м и более. И только в кривых радиусом менее 400 м в момент наступления минимальных расчетных температур отмечался бы незначительный изгиб болтов.
При составлении таблицы нормальных зазоров необходимо следить за тем, чтобы фактический перепад температуры от момента закрытия зазоров до максимальной расчетной температуры не превышал допускаемого перепада температур по устойчивости для рассматриваемой конструкции пути и плана линии, т. е. следует выполнять условие tmax- 4=0 < ty (см. п. 4.1.3). Допустимые перепады температур по условию устойчивости пути указаны в таблице 4.2. При этом надо учитывать допуск ±2 мм в содержании среднего на пикете стыкового зазора 25-метровых рельсов. Указанный допуск в содержании стыковых зазоров соответствует перепаду температуры, равному 7 °С.
128
Назначение нормальных стыковых зазоров по приведенным выше таблицам и содержание их состояния в пределах установленного допуска обеспечивают надежную эксплуатацию 25-метровых рельсов, исключающую нарушение устойчивости пути летом и разрыва стыка в зимнее время.
Большей наглядностью обладают графики изменения стыковых зазоров, построить которые не представляет особого труда. График изменения стыковых зазоров 25-метровых рельсов представляет собой три параллельные наклонные линии, расположенные друг от друга на одинаковом расстоянии. При этом необходимо учитывать, что минимальной расчетной температуре соответствует конструктивная величина стыкового зазора. Следовательно, назначение нормальных стыковых зазоров производится из условия обеспечения раскрытия зазора в пределах его конструктивного значения, т. е. в зимнее время исключается изгиб болтов даже в момент наступления минимальной расчетной температуры. Такой подход к назначению стыковых зазоров позволяет обеспечить нормальную эксплуатацию 25-метровых рельсов на большей части сети железных дорог СНГ, где фактические годовые температурные амплитуды для рассматриваемой конструкции пути и плана линии не превышают значений, приведенных в таблице 4.5.
Построение графика изменения стыковых зазоров 25-метровых рельсов производится в следующем порядке. На миллиметровой бумаге строится прямоугольник температурной работы, ограниченный по вертикали экстремальными (минимальными и максимальными) расчетными температурами, а по горизонтали - нулевым и конструктивным значениями стыкового зазора. Для построения графика изменения зазоров масштаб температуры принимать 1 °С в одном миллиметре, а масштаб зазора - вдвое увеличенным, т. е. 2:1, что позволяет изобразить 1 мм фактического зазора в двух миллиметрах на чертеже.
Пример 2. Для Омской дистанции пути, где экстремальные температуры составляют минус 49 и плюс 60 °С, а годовая амплитуда достигает 109 °С, построим прямоугольник температурной работы при конструктивном зазоре 21 и 23 мм (рисунок 4.1). Для этого от нулевого значения температуры отложим влево 49, а вправо -60 мм и через полученные точки проведем вертикальные прямые. Вверх от нулевого значения стыкового зазора отложим на чертеже 42 и 46 мм и через нулевое и конструктивное значения зазора проведем горизонтальные линии до пересечения их с вертикальными.
На полученном прямоугольнике температурной работы по линии X* от минимальной расчетной температуры точки 1 откладываем значения tR и 2tK, которые для нашего примера при рельсах типа Р65 составляют соответственно 5 и 10 °С, и получаем точки 2 и 3. По линии нулевого стыкового зазора от минимального значения температуры откладываем соответственно /св, /с„+ tK и !се+ 2tK, значения которых при конструктивном зазоре 21 и 23 мм составляют соответственно 71, 76 и 81 °С, а также
129
нения стыковых зазоров по линии конструктивных значений начинается не от минимального значения температуры, а от точки, отстоящей от нее вправо на 7 °С (рисунок 4.2). |
г
78, 83 и 88 °С. Получившиеся при этом точки Г, 2' и 3' соединяем прямыми соотв». ственно с точками 1, 2 и 3. Полученный график показывает изменения стых0в," зазоров при понижении и повышении температуры (см. рисунок 4.1).
Рисунок 4.1 - График изменения стыковых зазоров 25-метровых рельсов в районе Омска
Средняя линия 2-2' - линия нормальных стыковых зазоров, по которой устанавливают зазоры, соответствующие фактической температуре при укладке пути или при разгонке или регулировке стыковых зазоров, т.е. при отсутствии стыкового сопротивления.
Нижняя линия 1-Г - линия минимальных стыковых зазоров, по которой раскрываются стыковые зазоры после преодоления стыкового сопротивления при понижении температуры. Верхняя линия 3-3' - линия максимальных стыковых зазоров, по которой закрываются стыковые зазоры после преодоления стыкового сопротивления при повышении температуры. После полного закрытия стыкового зазора при повышении температуры начинает проявляться торцевое давление, величина которого не должна превышать допускаемых сжимающих сил по условию устойчивости рельсо-шпальной решетки (см. таблицу 4.2).
Если фактическая годовая амплитуда превышает допустимую (см. таблк цу 4.3), но отличается от нее не более чем на 7 °С, то построение графика изме
130
.49 -40 -30 -20 -10 0 10 20 Г 2' З1 50 60 "С
Рисунок 4.2 - График изменения стыковых зазоров
25-метровых рельсов в районе Омска с семиградусным
изгибом болтов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.