Особенности работы звеньевого пути без сезонной разгонки и регулировки зазоров, страница 7

Для того чтобы исключить работу болтов на изгиб в крутых кривых Омской дис­танции пути, потребовалось бы увеличение конструктивной величины стыкового зазора до 27 мм. Однако при существующей конструкции стыкового скрепления это практически неосуществимо, так как увеличение диаметра болтовых отверстий на концах рельсов более 40 мм нежелательно. Использование шестидырных накладож и высокопрочных стыковых болтов позволило бы облегчить температурную рабо?у 25-метровых рельсов на Омской дистанции пути и исключить работу болтов на из­гиб в кривых радиусом 400 м и более. И только в кривых радиусом менее 400 м в момент наступления минимальных расчетных температур отмечался бы незначи­тельный изгиб болтов.

При составлении таблицы нормальных зазоров необходимо следить за тем, чтобы фактический перепад температуры от момента закрытия зазоров до максимальной расчетной температуры не превышал допускаемого пере­пада температур по устойчивости для рассматриваемой конструкции пути и плана линии, т. е. следует выполнять условие tmax- 4=0 < ty (см. п. 4.1.3). До­пустимые перепады температур по условию устойчивости пути указаны в таблице 4.2. При этом надо учитывать допуск ±2 мм в содержании среднего на пикете стыкового зазора 25-метровых рельсов. Указанный допуск в содер­жании стыковых зазоров соответствует перепаду температуры, равному 7 °С.

128


Назначение нормальных стыковых зазоров по приведенным выше таб­лицам и содержание их состояния в пределах установленного допуска обес­печивают надежную эксплуатацию 25-метровых рельсов, исключающую нарушение устойчивости пути летом и разрыва стыка в зимнее время.

Большей наглядностью обладают графики изменения стыковых зазо­ров, построить которые не представляет особого труда. График изменения стыковых зазоров 25-метровых рельсов представляет собой три парал­лельные наклонные линии, расположенные друг от друга на одинаковом расстоянии. При этом необходимо учитывать, что минимальной расчетной температуре соответствует конструктивная величина стыкового зазора. Следовательно, назначение нормальных стыковых зазоров производится из условия обеспечения раскрытия зазора в пределах его конструктивного значения, т. е. в зимнее время исключается изгиб болтов даже в момент наступления минимальной расчетной температуры. Такой подход к назна­чению стыковых зазоров позволяет обеспечить нормальную эксплуатацию 25-метровых рельсов на большей части сети железных дорог СНГ, где фактические годовые температурные амплитуды для рассматриваемой конструкции пути и плана линии не превышают значений, приведенных в таблице 4.5.

Построение графика изменения стыковых зазоров 25-метровых рельсов производится в следующем порядке. На миллиметровой бумаге строится прямоугольник температурной работы, ограниченный по вертикали экстре­мальными (минимальными и максимальными) расчетными температурами, а по горизонтали - нулевым и конструктивным значениями стыкового зазо­ра. Для построения графика изменения зазоров масштаб температуры при­нимать 1 °С в одном миллиметре, а масштаб зазора - вдвое увеличенным, т. е. 2:1, что позволяет изобразить 1 мм фактического зазора в двух милли­метрах на чертеже.

Пример 2. Для Омской дистанции пути, где экстремальные температуры со­ставляют минус 49 и плюс 60 °С, а годовая амплитуда достигает 109 °С, построим прямоугольник температурной работы при конструктивном зазоре 21 и 23 мм (рису­нок 4.1). Для этого от нулевого значения температуры отложим влево 49, а вправо -60 мм и через полученные точки проведем вертикальные прямые. Вверх от нулевого значения стыкового зазора отложим на чертеже 42 и 46 мм и через нулевое и конст­руктивное значения зазора проведем горизонтальные линии до пересечения их с вертикальными.

На полученном прямоугольнике температурной работы по линии X* от мини­мальной расчетной температуры точки 1 откладываем значения tR и 2tK, которые для нашего примера при рельсах типа Р65 составляют соответственно 5 и 10 °С, и полу­чаем точки 2 и 3. По линии нулевого стыкового зазора от минимального значения температуры откладываем соответственно /св, /с„+ tK и !се+ 2tK, значения которых при конструктивном зазоре 21 и 23 мм составляют соответственно 71, 76 и 81 °С, а также

129


нения стыковых зазоров по линии конструктивных значений начинается не от минимального значения температуры, а от точки, отстоящей от нее вправо на 7 °С (рисунок 4.2).


г

78, 83 и 88 °С. Получившиеся при этом точки Г, 2' и 3' соединяем прямыми соотв». ственно с точками 1, 2 и 3. Полученный график показывает изменения стых," зазоров при понижении и повышении температуры (см. рисунок 4.1).

Рисунок 4.1 - График изменения стыковых зазоров 25-метровых рельсов в районе Омска

Средняя линия 2-2' - линия нормальных стыковых зазоров, по которой устанав­ливают зазоры, соответствующие фактической температуре при укладке пути или при разгонке или регулировке стыковых зазоров, т.е. при отсутствии стыкового со­противления.

Нижняя линия 1-Г - линия минимальных стыковых зазоров, по которой раскры­ваются стыковые зазоры после преодоления стыкового сопротивления при пониже­нии температуры. Верхняя линия 3-3' - линия максимальных стыковых зазоров, по которой закрываются стыковые зазоры после преодоления стыкового сопротивления при повышении температуры. После полного закрытия стыкового зазора при повы­шении температуры начинает проявляться торцевое давление, величина которого не должна превышать допускаемых сжимающих сил по условию устойчивости рельсо-шпальной решетки (см. таблицу 4.2).

Если фактическая годовая амплитуда превышает допустимую (см. таблк цу 4.3), но отличается от нее не более чем на 7 °С, то построение графика изме

130


.49   -40   -30   -20   -10     0     10    20    Г 2' З1      50     60 "С

Рисунок 4.2 - График изменения стыковых зазоров

25-метровых рельсов в районе Омска с семиградусным

изгибом болтов