Воздействие терапевтического процесса нацелено в основном на расхождение между определением ситуации, как ее понимает сам пациент, и стандартами, институционализированными в профессиональной роли.
Детали этой структуры слишком многообразны, но можно предположить, что функциональные эквиваленты этих четырех характеристик роли врача можно найти, и в весьма большом разнообразии, в других частях социальной структуры (18). Проблема, следовательно, в при менении этих обобщенных моделей с соответствующими модификациями более широко: к различным феноменам за пределами терапевтической сферы. Единицей этого ре-интегративного процесса ни в коем случае не может быть отдельный актор, это может быть субколлектив, такой как девиантная шайка.
Расширение применения первого критерия едва ли требует дальнейших комментариев. Полный разрыв с институ-ционализированным ценностями не общее явление, а ограниченный случай, и наиболее часто применяемый им подход — “выталкивание ” нарушителя, как это бывает в случае преступления, а не просто спонтанного отчуждения. Весьма обобщенно, следовательно, можно предположить, что аналогия элементу поддержки заключается во взятии на себя обязанности помогать больному человеку поправиться. Вопрос в том, как эти возможности мобилизуются в действующих механизмах контроля. Ограниченность места не позволяет нам углубиться в этот вопрос далее. Можно предположить, однако, что некоторые из рационалистических и утопистских (девиантных) элементов ценностной традиции обладают таким значением в противоположность тому, что можно было бы ожидать, поскольку они обладают достаточно общим основанием с институционализированными ценностями, что посредством “интерпретации” можно нащупать переход от них к более общим институционализированным ценностям. Таким образом, как индивиды, так и движения, начинавшие когда-то в относительно радикальном духе, имеют тенденцию изживать этот радикализм и понемногу ассимилироваться в действующую систему. То, что в радикальных кругах часто именуется тенденцией к “предательству ”, с точки зрения системы как целого может интерпретироваться как процесс “выздоровления”. По существу то же самое можно сказать и о многих сектантских религиозных движениях. Хотя, с точки зрения их фанатичных приверженцев, “секуляризация” —это, по определению, то, что исходит от дьявола, с точки зрения социальной системы это может указывать на прогрессирующее признание институционализиро ванных ценностей.
В этой связи следует отметить, что противоположные описанным религиозные движения, а часто и их политические производные, проявляют общую тенденцию в своих определениях противопоставлять “бога” “мамоне” или “духовность ” “материализму ” так, как бы вообще не было никаких позитивных моральных ценностей у противоположной им стороны. Институционализированные в этой сфере ценности, с их точки зрения, не являются вообще ценностями, а всего лишь “эгоистическими интересами ” и соблазном “плоти ”. Настойчиво напрашивается предположение, что наиболее радикальные из этих нападок на Институционализированные ценности, против которых так восстают эти движения, включают в себя комплекс реакций, направленных против указанных ценностей, к которым сторонники этих движений на самом деле чувствуют глубокую привязанность. Это очевидно из вышеприведенных описаний, формирование таких реакций неизбежно, потому что определение ситуации часто заставляет девиантное движение нападать именно на высшие достижения и ценности, лежащие в основании общей ценностной системы. Так, некоторые течения христианства атакуются не только по линии терпимости их к проституции и некоторым сексуальным извращениям, но также и по линии принятия высочайшего идеала супружеской любви — считается, что допустим только принцип “лучше жениться, нежели разжизаться”. Острый ценностный конфликт, с неизбежностью вытекающий из таких нападок, помогает сохранению радикальности таких движений, давая начало порочному кругу девиации. И тем не менее элемент общих ценностей, делающий возможным обратное движение, всегда присутствует в них в весьма немалой степени.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.