Таким образом, очевидно, что поддерживается определенный баланс разрешений и ограничений. Поддержка индивида осуществляется с помощью институционализирован-ного узаконения соответствующих случаю моделей и сохранения солидарности. Однако в целом манипулирование санкциями очень слабо осознается.
Много раз уже отмечалось, что вторичные институты, подобные молодежной культуре, незаметно переходят в действительную девиантность (12). Можно далее указать, что в сложном обществе существует множество феноменов, которые либо из возрастных отклонений, либо из ситуаций, в которых предписывается “щадящее отношение ”, незаметно переходят в настоящую девиантность. Подобные вторичные институты, за исключением тех, которые легитимизированы в своем статусе, вызывают много сомнений, и часто мнения о них в обществе бывают весьма неоднозначны. Е.С.Деверо попытался дать глубокий специально социологический анализ этой сферы (13). Выводы из внимательного анализа указывают на то, что они бывают весьма разрушительны для общества как в тех случаях, когда пытаются оказывать слишком радикальную поддержку, так и когда снимают все ограничения. С одной стороны, поддержка азартных игр выполняет важные функции для широких слоев популяции —подобные тем, какие выполняет магия —как способ противодействия напряженности, в конечном счете ассоциирующийся обычно с экономической сферой. С другой стороны, ценности и чувства, которые считаются истинными и рационализируются как противостоящие этой тактике, играют важную роль в генеральной системе ценностей, и широкое допущение азарта могло бы поколебать поддержку данных ценностей также и в других значимых сферах.
Может быть, та точка зрения на данную ситуацию, которая причисляет азартные игры к “механизмам социального контроля", как раз и подчеркивает этот момент. Но существование таких феноменов в поведении теснейшим образом связано с проблемой социального контроля, и не только в аспекте отклонения от некоторых ценностей. В конечном счете можно, по-видимому, сказать, что это не просто симптом социальной дезорганизации, но показатель достаточной эластичности социальной структуры, способный привести к серьезному культурному конфликту, ослабляя напряженности путем допущения таких типов поведения в довольно большом масштабе, но в то же время делая это так, чтобы удерживаться в определенных границах, т. е. чтобы они не оказались слишком разрушительными в других отношениях. Анализ Деверо, по крайней мере, предполагает, что это механизм для выражения и тем самым для ослабления напряжений, связанных с экономическим контекстом, который, если эту отдушину совершенно закрыть, может дивергировать в другие более дисфункциональные каналы. Замечательно, что азартные игры определенных видов, например, “игры с числами", наиболее предпочитаются в группах, находящихся в экономически невыгодном положении. Каким бы ни оказался вердикт на основании большего объема знаний по вопросу о функциональном значении такого рода полудевиантной активности, как азартные игры, необходимо признать за ними весьма важное значение в наиболее общем смысле. Речь идет о функциональном значении для общества некоторых явлений, которые с определенной точки зрения создают трудности в культурной и институциональ ной интеграции. Один из этих аспектов — сложное равновесие, включенное в нашу модель культурной толерантности. Очевидно, что в широком смысле религия тесно связана с интеграцией социальной системы, и идеальный тип полностью интегрированного общества должен был бы обладать полностью интегрированной религиозной системой. Это верно, но в то же время попытка интегрировать религиозную структуру нашего общества подобным образом, предполагая, конечно, что это был бы постепенный процесс, возможно, включающий в себя глубокие изменения в других аспектах, несомненно, была бы в высшей степени разрушительной вплоть до опасности вызывать гражданскую войну. При таких обстоятельствах слабость религиозной интеграции имеет большее значение (14).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.