До определенного уровня два эти фактора, имеющие отношение к легитимизации проблем, противоположны один другому, защитная мораль является частично зависящей от ясного определения конфликта, т. к. она означает “сжигание мостов”. Девиантная группа, предъявляющая большую часть этих требований легитимности, обычно не стремится максимально увеличить возможность повышения защитной морали своих членов, подчеркивая радикальность отклонения от основной системы ценностей. Тем не менее, в особенности на пути интерпретации, имеется значительная возможность создать лучший мир из двух этих миров, т. е. переложить ответственность на более широкое общество, объявив ценностные ориентации последнего нелегитимны-ми в его собственных понятиях. Полностью оперившееся революционное или профетическое религиозное движение обычно делает именно это. Но все же эта процедура редко осуществляется настолько радикально, насколько это было бы возможно. Факт включения амбивалентных мотиваци-онных структур ясно проявляется в обычном колебании между, с одной стороны, установкой почти просителей по отношению к тем, кто находится вне группы, признать преданность девианта “истинным” ценностям общества и их применимости к нему, с другой стороны, проявлением сильной агрессии по отношению к тем же самым членам общества, находящимся вне группы. Например, коммунисты очень часто вполне сознательно эксплуатируют модели свободы слова в либеральном обществе, и в их рядах широко распространено мнение, что они реально имеют право ожидать всяческого “уважения” со стороны закона. Но в то же время, когда они настаивают на этом праве, они усиленно разоблачают “систему”, институциализированной частью которой это право является. Рационалистические тенденции нашего здравого смысла легко упускают из вида амбивалентный характер мотивации, причастной к подобному движению. В это трудно поверить, но изучение процесса рекрутирования в движение и положения его в нашем обществе свидетельствует о том, что многие члены такого движения должны быть глубоко амбивалентными по отношению к занятым ими позициям. Следует ожидать, что эта амбивалентность будет проявляться в бессознательных установках и поведении так же, как и в хорошо известной яростной защите, в случае, если легитимность их позиции поставлена под сомнение. В случае, когда коммунистическая идеология уже институциализирована в коммунистическом государстве, ситуация, конечно, может быть совсем другой. В связи с требованием легитимности, имеется еще одно соображение настолько общего характера, что это требует здесь короткого обсуждения. Это то место, которое занимает “романтическо-утопический ” элемент, отчасти и в определенном смысле институциализированный во всех культурных традициях сложных обществ. Этот элемент порождается тем фундаментальным фактом, что любая социальная система предполагает дисциплину со стороны ее индивидуальных акторов и что эта дисциплина никогда не бывает полностью и целиком акцептирована в том смысле, что она не бывает полностью интегрирована со структурой личности, акторов, так чтобы алиенативные элементы, а следовательно амбивалентность, отсутствовали бы совсем. Всегда есть элемент желания того, чего нет, и всегда есть элемент фантазий по поводу такого состояния дел, когда нет фрустрирующих ограничений и всего достаточно, т. е. как “должно ” быть. Содержание этого романтическо-утопического элемента зависит от того, какая конкретная дисциплина предписана в обществе, и от комплекса психологических реакций на эту дисциплину на всех уровнях процесса социализации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.