- возможности обучения пользователей в процессе проектирования и освоения новых методов.
Поэтому исследования, проводимые в диссертационной работе и направленные на достижение этих целей, являются актуальными.
1.4 Управление процессом проектирования.
Информационные трудовые процессы [55] - это процессы решения, являющиеся либо процессами решения задач, либо процессами решения проблем. Если в процессе решения обработки имеем дело с замкнутыми и обозримыми множествами "состояний" и
"событий", то перед нами задача, в противном случае - проблема.
Для решения задачи требуется лишь применить некоторую теорию, а для решения проблемы - такую теорию еще и построить.
Процесс получения окончательного проектного решения в общем случае осуществляется не в один прием, а состоит из некоторого числа проектных процедур /операций (шагов решения проектной проблемы или задачи). При выполнении каждой проектной процедуры/
операции обрабатываются и/или вырабатываются промежуточные проектные решения (элементы решения). Все возможные проектные процедуры/операции с соответствующими проектными решениями и данными образуют общий граф решения [55, 82], который может также рассматриваться как сценарий процесса проектирования.
Маршрут решения [30, 50, 55, 62, 82] - это использованный для решения данной задачи путь в графе решения.
Следуя теории познания и теории решения проблем в [55]
предложены основные принципы построения графа решения:
- принцип обобщения;
- принцип разложения;
- принцип упорядочения.
Следует отметить тесную взаимосвязь этих принципов с принципами разработки программного обеспечения, а именно, принципа "разделяй и властвуй" [38] или "модуляризации", а также принципами декомпозирования предметной области.
В графе решения задается последовательность выполнения шагов и выбор элементов решения, необходимых для достижения целей задачи проектирования. Граф решения обычно содержит множество маршрутов решений, из которых при управлении процессом проектирования выбирается один.
В работах [25, 49, 62] выделены следующие способы организации управления решением проектных задач: синтезирующие программирование, альтернативные, или конкретизирующее программирование и императивные, или сборочное программирование.
При синтезирующем программировании по спецификациям задачи из некоторого класса, описанного в базе знаний, строится модель программы, посредством которой будет решена задача.
При альтернативном способе пути решения организуются в жесткой или гибкой логической структуре. Выбор осуществляется на основе критериев и алгоритма выбора альтернатив. Универсальность обеспечивается избыточностью, а специализация настройкой, выполняемой как на основе исходной ситуации, так и в процессе прохождения задачи.
При императивном способе используется совокупность программных компонент, обеспечивающая решение типичных задач, преимущественно выполняющихся в практике проектирования. Каждый раз, когда обнаружится несостоятельность такой совокупности, формируется новая совокупность. Универсальность специализированных систем обеспечивается за счет резервных компонент, ассортимент которых может пополняться в процессе эксплуатации с учетом накапливаемого опыта и расширения круга решаемых задач.
Каждый способ управления имеет свои преимущества, которые наилучшим образом реализуются при комбинированном их применении.
Оба способа базируются на процедурах выбора следующего шага на основе определенных критериев и алгоритмов принятия решения.
1.4.1 Выбор маршрутов при проектировании.
На каждом этапе проектирования происходит выбор определенного шага из некоторого множества альтернатив, т.е.
определение маршрута происходит по частям [24, 55].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.