Детерминированный выбор: выбор шага решения однозначно определяется полученными в процессе решения промежуточными результатами.
Параллельный выбор: может быть выбран произвольный шаг решения, на процесс решения это не оказывает никакого влияния.
Чтобы это было так, шаги решения из параллельного выбора никак не должны влиять друг на друга. Они могут применяться параллельно. После выбора некоторого шага решения остальные шаги решения (параллельный выбор) должны оставаться в дальнейшем доступными.
Стохастический выбор (вероятностный): выбор каждого отдельного шага решения производится в соответствии с некоторым определенным распределением вероятности. Различные выборы могут вести к различным решениям. Задавая соответствующий закон распределения, можно отдавать предпочтение тем или иным решениям.
Выбор в условиях неопределенности (диспозиция): в этом случае допустимы как неизвестные состояния, так и состояния , в которых применимы несколько преобразований. При этом никаких рекомендаций по поводу выбора того или иного шага
(преобразования) нет. Этому случаю соответствует не алгоритмическая схема принятия решения с модальностью предписания, а диспозиция [10] с модальностью разрешения.
Алгоритм преобразования диспозиции может определяться непосредственно в процессе выбора шага решения.
Неопределенность, связанная с неполнотой или противоречивостью, может быть устранена только с получением дополнительной информации, не содержащейся в модели предметной области, например, посредством обращения к эксперту, использования метазнаний, механизма индуктивного вывода и т.п. При этом, в процессе формирования модели предметной области, эксперт может умышленно допустить возможность соответствующих состояний - в случае, если они, по его мнению, маловероятны и он не желает или не может уточнять модель, отложив реакцию на подобные состояния на момент их появления в процессе решения.
1.4.2 Автоматизированное управление проектированием.
Грубая классификация пользователей подразделяет пользователей на опытных и неопытных. Ориентация на уровень подготовки пользователя отражается прежде всего в предоставлении инициативы в управлении диалогом. В связи с этим выделяют следующие режимы ведения диалога [23, 50, 55]:
1. Режим "ведущий - ЭВМ", когда диалог направляется запросами со стороны системы. Информация со стороны системы выдается в наиболее полном объеме и максимально подробно. За пользователем остается право выбора одной из предложенных альтернатив. Этот режим более всего подходит неподготовленному пользователю.
2. Режим "ведущий - пользователь", в котором диалог направляется командами со стороны пользователя. Система в этом случае выполняет только принятые запросы.
3. Режим "равных партнеров", в котором функция управления переходит от пользователя к системе и обратно в зависимости от формальных показателей качества функционирования системы
"пользователь - ЭВМ" (например, статус пользователя в системе, длительность перерыва в работе, количество ошибок, количество обращений к инструкциям, подсказкам и помощью, степень ответственности выполнения данного шага диалогового цикла).
Выделяют три формы диалога, являющиеся основой для развития других форм [23]: альтернативная, сценарная, директивная.
Альтернативная форма диалогового взаимодействия связана с возможностью выбора из доступных альтернатив маршрута. Основное достоинство формы в простоте общения со средствами системы.
Сценарная форма диалога ориентирована на пользователя, не имеющего навыка работы с системой. Предполагается наличие сценария диалога, т.е. описания полной последовательности выполнения действий. Запрос от системы обычно содержит реплику формат, в котором необходимо вводить данные.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.