Анализ развития производства ООО "Услада", занимающегося производством тортов, страница 12

Планирование высвобождения или сокращения персонала имеет существенное значение в процессе кадрового планирования. Вследствие рационализации производства или управления образуется избыток рабочей силы. Планирование высвобождения персонала позволяет избежать передачи на внешний рынок труда квалифицированных кадров и создания для этого персонала социальных трудностей. Данное направление деятельности по управлению персоналом до последнего времени практически не получило развития в отечественных организациях. Планирование работы с увольняющимися сотрудниками базируется на классификации видов увольнений. Критерием классификации выступает степень добровольности ухода работника из организации:

-по инициативе работника, т.е. по собственному желанию;

-по инициативе работодателя или администрации;

-в связи с выходом на пенсию.

Сотрудник может быть уволен за систематическое несоблюдение технологии производства и правил эксплуатации производственного оборудования, устава организации, законодательства, антиобщественное поведение.

В организации существует потребность в обучении, включающем переподготовку и повышение квалификации работников. Планирование обучения персонала охватывает мероприятия по внутризаводскому, внезаводскому обучению и самоподготовке. Планирование обучения персонала позволяет использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Кроме того, такое планирование создает условия для мобильности, мотивации и саморегуляции работника. Оно ускоряет процесс адоптации работника к изменяющимся условиям производства на том же самом рабочем месте.

В практике сложились две формы обучения персонала организации: на рабочем месте и вне него. Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются:

-метод усложняющихся заданий;

-смена рабочего места (ротация);

-направленное приобретение опыта;

-производственный инструктаж;

-использование работников в качестве ассистентов;

-метод делегирования (передачи) части функций и ответственности.

Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, и работник отрывается от повседневной работы. Важнейшими методами обучения вне рабочего места являются:

-чтение лекций, проведение конференций и семинаров ;

-проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций;

-формирование групп по обмену опытом.

В организации разработана программа управления служебно-профессиональным продвижением в рамках пяти основных этапов.

Этапы служебно-профессионального продвижения линейных руководителей в

организации.