«Карта с приключениями» строилась по принципу своеобразной игры. Сочиненные Е. Шварцом истории и приключения помогали расшевелить ребенка, пробудить у него жадный интерес к жизни. Работая над «Картой», Е. Шварц находил в злободневной действительности бесчисленное множество захватывающих тем и сюжетов.
«Карта» была безымянной — автор ее не искал личной популярности. Впрочем, аноним раскрылся в 1930 г., когда «Карта с приключениями» вышла отдельным изданием, в качестве приложения к «Ежу».
Раздел «Самое большое, самое сильное, самое лучшее» вела К. Меркульева. Здесь, как правило, давались короткие информационные сообщения о самых разнообразных событиях экономической жизни страны.
Наряду с большим количеством постоянных рубрик в «Еже» встречались и переменные, которые помогали юному читателю быть в курсе последних новостей. Например, рубрика «Говорит Ёж» в легкой и доступной форме рассказывала ребятам об удивительных вещах (техника, наука, промышленность), об отважных современниках.
Переменной была и рубрика «Музей Ежа». В ней описывались «замечательные вещи». В виде занимательного рассказа здесь давались исторические сведения (какие были школы 400 лет тому назад, как выглядели первые газеты и как они видоизменялись с течением времени и пр.).
К сожалению, крайне редко в «Еже» присутствовала рубрика «Читал ли ты книжку?». Иногда можно встретить другой ее вариант — «Что читать?», а в 1931 г. — «Еж книгоноша». Уже из самого названия ясно, что в рубрике рассказывалось о новых книжках для детей. Она выполняла информационную функцию и должна была воспитывать культуру чтения у ребят.
В «Еже» умело использовались «сквозные» персонажи, которые являлись неким связующим звеном всех номеров. С 1928 г. «Ёж» начинал публиковать остросюжетные и веселые репортажи о приключениях Макара Свирепого. Образ этого отважного всадника и любознательного путешественника — плод фантазии Н. Олейникова. Макар Свирепый стал любимым героем детворы довоенного времени. В «Еже» печатались приключения Макара в Африке, в Америке, попутно забавнейшим образом агитировавшие за подписку на журнал. «Удивительные приключения Макара Свирепого» были явной пародией на западный комикс. Все богатство средств, вызывающих смех, было использовано автором: пародия, гипербола, каламбур.
Но встречаются в журнале и не очень успешные «сквозные» персонажи. Примером может послужить мартышка в номерах журнала за 1929 г. В № 2 во вступительной статье рассказывается, что мартышка украла несколько комплектов «Ежа» и оставила отпечатки в журнале. «Следы мартышки вы увидите на полях этого номера. А для кого она стянула журнал — читай в “Еже” № 3»[18]. Расследует это «дело» Макар Свирепый. Казалось бы, редакция придумала удачный ход, чтобы заинтересовать своего читателя и связать единой темой несколько следующих номеров журнала. Но такой прием больше бы подошел для «Чижа», для читателя-дошкольника.
§3. Структура журнала «Чиж»
По сравнению с читателями среднего школьного возраста дошкольников отличает более выраженная потребность в игре, они не могут подолгу концентрировать свое внимание на одном объекте. В «Чиже» учитывали то непосредственное образное восприятие дошкольников.
На первой странице большинства номеров журнала обычно публиковалось редакционное предисловие, знакомившее читателей с основным материалом номера. Иногда это обращение к читателям выполняло функции своеобразной передовой статьи.
В плане организации материала «Чиж» был весьма четок и проявлял большое постоянство. Читатель «Чижа» находил разделы всегда в определенном месте.
Благодаря содержанию, ребенок мог сразу узнать, что же он прочитает в номере, быстро найти свою любимую рубрику, произведение любимого автора. Правда иногда и в «Еже», и в «Чиже» из содержания почему-то выпадали некоторые произведения. И, конечно же, самое досадное то, что с июля 1934 г. содержания в «Чиже» нет вообще.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.