Конечно, не все иллюстрации в «Еже» и «Чиже» безукоризненны. Наряду с рисунками, которые были не просто иллюстрациями, а самостоятельными произведениями искусства, могли занимать всю полосу без сопроводительного текста, в журналах было много некачественных, скучных, однотипных иллюстраций.
Часто рисунки очень схематичны, похожи друг на друга, в них никак не проявляется индивидуальная манера художника, а его имя могло быть и не указано. Так, «Картинки для разглядывания» давали детям зрительное представление о больших пространствах (например, в «Чиже» № 4 за 1936 г. — пейзаж с аэроплана) и, кроме того приучали детей к внимательности. Жаль, что иногда исполнение этих картинок было весьма неудовлетворительно: рисунки мелки и очень приблизительны. Иногда картинки повторялись в несколько переделанном варианте. Например, в «Чиже» № 3 за 1936 г. Была помещена картинка «Умная курица и добрая утка». В несколько измененном виде она до этого уже была в «Чиже» (№ 7, 1934) и называлась «Куры и утки».
Особенно скучными выглядят номера 1931 – 1932 годов, когда публицистический материал (очерки о пятилетках, революции, строительстве социализма) стал преобладать над художественными текстами. Такие произведения в журналах давали возможность пройти цензуру, уцелеть, но они вряд ли были интересны детям. В основном иллюстрации к скучной публицистике так же натянуты и однообразны, как и сами тексты. Например, рисунок Т. Глебовой «Четырнадцать лет назад» («Еж», № 21. 1931) не отвечает требованиям детской иллюстрации (ясность, простота и выразительность). Он изобилует деталями, которые не притягивают внимание и не вызывают желание разглядеть картинку получше, а, напротив, чересчур ее утяжеляют. Красноармейцы — безликие, неэмоциональные, почти все стоят в одной позе. Некоторые детали изображения непропорциональны и вообще непонятны: выступающий говорит то ли с трибуны, то ли стоя на машине, на уровне второго этажа соседнего дома. А в иллюстрациях к произведению «В подполье» В. Дмитревского («Еж», № 5, 1930) неизвестный художник настолько обезличил своих персонажей, что либо изобразил их со спины, либо просто оставил их без лиц. И подобных иллюстраций в журналах, особенно в «Еже», большое количество.
Иллюстрации В. Кудрова к «Куклам разведчика Комарова» («Чиж», № 5, 1940) — еще один пример некачественного оформления. Люди на рисунке плоские, непропорциональные. Ребенок ни за что не поверит, что соломенные куклы, в которых с трудом можно опознать людей, могли ввести в заблуждение врагов и помочь успешно провести операцию.
Но и весьма условные, очень простые рисунки не всегда плохи. В рубриках «Школа Чижа» и «Мастер Еж» с помощью схематичных зарисовок ребятам наглядно и доходчиво объяснялось, как гвоздик заколачивать, определить время, найти дорогу и пр.
Удачное решение — замена рисунков фотографиями, которые эмоциональнее, правдивее некачественных иллюстраций. Так, фотографиями сопровождаются статьи о пионерах, новости страны и др. Фоторепортажи о природе и животных в рубриках «Наше окно», «Наши друзья», «Приятели Ежа», фотоматериал в «Зорком глазе», «Фотозагадках», где из-за сильного увеличения какая-нибудь кнопка, головка спички или мохнатый зверек («Еж», №1, 1929) делалась таинственным предметом, оживляли, вносили разнообразие в облик журнала, выгодно отличали его от многих других детских журналов того времени. В «Еже» с 1931 года фотоматериал начинает преобладать над изобразительным.
Малая графика журналов (оформление буквиц, мелкие заставки, концовки) зачастую была слабая, иногда излишне примитивная. Невыразительны и заголовочные шрифты. В «Чиже» на соседних полосах мог размещаться сильно различающийся по кеглю текст. Часто размер шрифта был слишком маленьким для дошкольников и младших школьников.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.