В 2004 г. в журнале появляется «Почта ЧЁ» (непостоянная рубрика). В «Почту Чижа» и «Почту Ежа» приходили письма детей. Дети с удовольствием присылали свои стихи, рассказы, рисунки, делились советами друг с другом. А вот в «Почту ЧЁ» приходят произведения разных писателей. Только в № 25-26 опубликовано письмо с рассказами мальчика. Возможно, изменение назначения «Почты» связано с тем, что сегодня у детских журналов мало читателей, и со старым содержанием рубрика будет невостребованной.
В 2004 г. появляется еще одна рубрика — «Почетная страница». Она посвящена выдающимся людям: здесь были Е. Чарушин, В. Старевич, Н. Басманова и многие другие. Помимо интересных статей о жизни и творчестве этих людей, публикуются и их произведения. Эта рубрика расширяет кругозор, повышает эрудицию.
Познавательная и чрезвычайно интересная рубрика «ЧЁ в гостях» (с 2003 г.). Чиж и Еж ходили в гости в театр Деммени, были и в Санкт-Петербургском зоопарке и рассказали детям то, что они раньше не знали (с чего начался наш зоопарк, как звери перенесли блокаду, можно ли принести в зоопарк найденного зверя или птицу и пр.). Но не понятно, как в эту рубрику попадает рассказ В. Мельникова «Сластена Беззубый» (выпуск первый, 2002).
В «Чиже и Еже» есть и такие рубрики, которые появляются в журнале только один раз. Это «ЧЁ на сцене» (№ 3-4, 2003). Здесь опубликована пьеса для малышей, которую можно поставить дома, в детском саду и школе. В «Новогодних хлопотах в редакции ЧЁ» (выпуск 4, 2000) даются полезные советы и схемы, по которым можно сделать подарки (снеговика, Гошу Дракошу, Жителя планеты «Ю», Грустного ежа) из ненужных вещей. Этот раздел очень похож на «Мастера Ежа», и необходим новому журналу, поскольку он и развлекательный и развивающий. В № 21-22 появляется «Чижеёжеведение», где Чиж и Еж сами учатся и учат ребят наблюдать за миром вокруг, быть внимательными, любознательными, уметь ценить и беречь красоту вокруг. Но продолжения у этого раздела больше не было.
«Ёж» был журналом для детей среднего школьного возраста, но в нем никогда не забывали про малышей. Так и в «Чиже и Еже» про малышей помнит Дядя Гусев. В № 19-20 есть раздел «Шарики и кубики». Это журнал в журнале для малышей. Иногда в последующих номерах тоже встречаются развороты для самых маленьких. Поддерживая традиции довоенных журналов «Чиж и Ёж» всячески пытается заинтересовать детей, позволяет им почувствовать себя причастными к литературному процессу. И для этого в номере, посвященному Г. Х. Андерсену (№ 21-22), публикует «Принцессу на горошине», книжку, которую нужно сделать самому.
В первых номерах журнала была рубрика «ПУНЯ» («Пора учить немецкий язык»). Дети с трогательным и милым поросенком Пуней успели выучить алфавит и несколько слов, после чего раздел исчез из журнала. Сложность, связанная с детскими журналами, заключается в том, что ребенок вырастает из этого журнала. Поэтому в «Чиже и Еже» нет возможности учить иностранный язык, материал приходилось бы постоянно повторять для новых читателей.
Журнал находится в непрерывных поисках того, что еще весело и увлекательно можно поведать малышам. Как результат усердной работы редакции в «Чиже и Еже» добавляются новые разделы. Рубрика «Я поведу тебя в музей» появилась в 2009 г. (№ 39-40). Без подобной рубрики не может обойтись петербургский литературный журнал для детей. Санкт-Петербург — это город музеев, и для рубрики всегда найдется увлекательный, но, в то же время, серьезный материал. Рубрику ведет «Женя Светлова, которая все-все знает про петербургские музеи, потому что посещать разные музеи — ее любимое с детства занятие»[54]. Материал преподносится в виде диалога между Женей и Андрюшей, «который уже пошел в школу и целый год в ней проучился»[55].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.