В целом в «Чиже и Еже» четкая, проработанная и интересная система рубрик. Многие разделы существуют на протяжении всей истории издания журнала. Несмотря на то, что в «ЧЁ» публикуются в основном художественные произведения, постоянно сменяющие друг друга рубрики делают чтение увлекательным и «динамичным». Журнал удачно спланирован: начиная с веселого чередования обложек, необычно оформленного содержания и кончая простой и занимательной подачей текста.
§3. Жанрово-тематический анализ журнала «Чиж и Ёж»
У младшего школьника эмоциональное мышление и память. Ребенок может воспринимать достаточно трудный литературный текст, если он выразительный и образный. Драматизм ситуации, комизм положения, игра словом, живой диалог — все это способно вызывать яркую эстетическую реакцию. Особенно увлекают детей этого возраста подвиги и веселые, комические ситуации. Активно идет процесс изучения окружающего мира, поэтому в литературном произведении должно быть много деталей, подробностей.
В смешном и серьезном, развлекательном и развивающем «Чиже и Еже» печатаются лучшие современные повести, рассказы, сказки (в том числе много переводных), стихи для детей и “серьезные” задания на сообразительность и знание литературы. Дети читают произведения уже широко известных авторов, современных классиков детской литературы (С. Яснов, А. Етоев, С. Махотин, А. Шевченко, Г. Сапгир, Б. Алмазов и др.) и новых талантливых писателей и поэтов (И. Смольников, Т. Кудрявцева, В. Корова, и др.). В «ЧЁ» учитываются особенности читательской аудитории, а все рубрики работают на создание интересного журнала для детей.
В довоенных «Еже» и «Чиже» печаталась и активно развивалась публицистика для детей. Об интересных событиях в стране и мире детям рассказывали такие профессионалы как Маршак, Олейников, Ильин и др. Но в современном «Чиже и Еже» определяющим является то, что это литературный журнал для детей. В связи с этим подавляющее большинство публикаций журнала — это литературно-художественные произведения. К сожалению, не поддерживается в «Чиже и Еже» и традиция публикации произведений о природе и о животных.
В журнале любят печатать повести с продолжением из номера в номер. Уже в первом «ЧЁ» были опубликованы «Новые приключения Травки» Бориса Кривулина. Автора привлекла мысль о создании современного героя для детей. Основой для нового произведения послужили «Приключения Травки» Сергея Розанова. И в первом выпуске (1999 г.) появилась глава этой повести — «Сосулька Мариванна». Внешний сюжет старых приключений отражался в сюжете новых. Трофим — ребенок с очень интересным характером. Мальчик на рубеже веков ощущает внутреннюю потерянность в мире взрослых и детей, он мучительно ищет свой, внутренний, “путь” в любой жизненной ситуации. По сути, В. Кривулин описал становление души человека, оппозиционному любому режиму.
На произведение поступало много детских отзывов, оказалось, что герой заинтересовал ребят. Такой Травка есть в каждом классе, неважно мальчик это или девочка, в коммунальной квартире живет или отдельной. Чуть рассеянный, странный ровесник с книжкой в руках ассоциируется у детей с героем Виктора Кривулина. Именно «Новые приключения Травки» в первую очередь искали читатели, получая журнал.
Повесть оказалась настолько удачной, что в 2001 г. ее собирались издать отдельной книжкой в серии «Библиотека Чижа и Ежа». К сожалению, автора «Травки» не стало, а написанных глав было слишком мало для отдельного издания. Было только четыре рассказа и задуман пятый, в котором Травка должен был случайно оказаться втянутым в деятельность некого подпольного общества. «Травка» помог становлению нового «Чижа и Ежа», и идея продолжения повести долго не оставляла всю редакцию. Но настоящего писателя, который бы вдохновился чужой идеей, чужого героя сделал бы своим, найти почти невозможно. «Новые приключения Травки» так и остались незаконченными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.