«Еж» писал и на эти темы, но делал он это не декларативно и педантично, а увлеченно и страстно. Сухие цифры оживали, приобретали удивительную эмоциональность и зримость, когда М. Ильин, автор многих очерков и статей о пятилетке («Тысяча и одна задача», «Цифры-картинки» (1929, №10), «По огненным следам» (1930, № 1), «Новый помощник» (1930, № 8), «Перестройка пустыни» (1934, № 5), «Живая карта» (1934, № 11) и др.), подсчитывал вместе со своими читателями реальность выполнения планов, раздумывал над трудностями, возникавшими в процессе работ, и пытался найти пути разрешения этих трудностей. Ребенок не чувствовал себя сторонним наблюдателем, он вместе с автором рассматривал удивительную карту электрификации страны, на которой «вереница белых огней повисла на извилистой линии Волги, голубое созвездие осветило горы Кавказа, яркий костер вспыхнул на Днепре, засветились огни на Урале, в Сибири, в Туркестане»[26]; был озабочен судьбой Волги и Каспия и присоединялся к решению сессии Академии наук «присудить Волге дополнительный водный паек»[27]. Удивительна и еще одна особенность очерков М. Ильина: о чем бы ни шла речь, он умел, не нарушая общей канвы повествования, дать много интересных попутных сведений о занимавшем его явлении. Так, если он рассказывал ребятам о планах преобразования пустыни, то рассказывал и о том, как пустыня переделала животных и растения. Читатели узнавали о том, что «есть на земле пустынные озера, в которых водятся рыбы с легкими»[28]. Здесь же М. Ильин сообщал и о том, что «в Египте, около Каира, работает солнечная станция на 50 лошадиных сил. Есть несколько установок в Тунисе и Алжире»[29], и что наши ученые запланировали в своей борьбе с пустыней использовать солнечную энергию, силу ветра, горы и особенности замечательного кустарника кандыма. Автор пытался сосредоточить внимание на том, что могло бы привлечь ребенка, и при этом создать материал, соответствующий требованиям того времени.
Задорны и остроумны очерки специального корреспондента журнала С. Бочкова, для которого характерно было, прежде всего, умение несколькими штрихами передать не только обстановку, но и портреты, и характеры людей, с которыми он встречался. Обстоятельны и интересны очерки М. Ивского и С. Безбородова. Не ограничиваясь рассказом о достижениях пятилетки, авторы делали экскурсы в прошлое, что позволяло ребятам нагляднее представить огромные изменения, происшедшие в жизни страны. Это опять-таки было оригинальной особенностью публицистических материалов «Ежа». Например, в очерке С. Безбородова «Урало-Кузбасс» (1931, № 23-24), разбитом на отдельные главки, каждая из которых носит вполне законченный характер, материал дан в историческом аспекте: здесь прослеживается вплоть до наших дней история Кузнецкого бассейна и «чудесной горы» Магнитной, из которой выжигали железо еще повстанцы Пугачева. Короткие информационные сообщения, заметки, очерки, статьи чаще всего сопровождались выразительными фотографиями и рисунками.
В «Еже» довольно часто для освещения всевозможных событий использовались рисунки и фотографии с короткими пояснительными текстами. Так, в № 5 за 1933 г. фото-заставка показывала, как фашисты в Германии лезли в окна дома, где, по их предположениям, находилась редакция газеты «Rote Fahne», а в № 22 за 1931 г. фотографии и рисунки рассказывали читателям о том, что в Англии произошла смена правительства, и в связи с этим по стране прокатилась волна забастовок, причем бастовали не только рабочие, моряки, учителя, но даже полицейские.
В журнале публиковались письма американских, датских, немецких, чехословацких, австрийских, бельгийских, норвежских и швейцарских пионеров. Чаще всего пионеры Запада рассказывали о своей жизни или о жизни своих пионерских коллективов. При этом в «Еже» не просто перепечатывали очередное письмо, чтобы донести до читателей еще один факт или событие из жизни за рубежом, но и пытались придать письмам художественность. Для этого на помощь маленьким корреспондентам приходили сотрудники журнала, которые занимались литературной обработкой текстов писем, при этом не лишая их особенностей детской речи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.