Сверкают, яркие как краски.
Кривые сабельки стучат, —
Играют мальчики в солдат.
На странице журнала появляются маленькие серьезные воины, которые только играют, и им не нужна другая война.
Но всамделишный солдат,
Если пушки гремят,
По дорогам фронтовым
Глотает пыль и дым.
И солдаты, которые появляются в верхней части иллюстрации, составляют резкий и страшный контраст с этими мальчишками. В этой части иллюстрации приглушенные тона, преобладают серые и болотно-зеленые цвета.
Неудачна иллюстрация Олега Фронтинского к стихотворениям «Глупые стишки» и «Бельишко» (№ 37-38). Картинки бессюжетны, люди изображены очень схематично, они предельно обезличены, иллюстрации очень плохо привязаны к тексту.
Строчки:
Старый маляр никому не мешал,
Синюю краску в ведре размешал
И вышел во двор,
чтобы красить забор
И кистью дощечек считать перебор.
Он красил забор,
и штаны, и рубашки.
Вот так, говорят,
появились тельняшки сами подсказывают тему для картинки, они наполнены юмором, очень наглядны. Но художник нарисовал одинаковые бесполые лица и простой крашеный забор (см. приложение 11).
Поддерживая традицию довоенного «Чижа», возрожденный журнал не забывает и про самых маленьких читателей. В «Чиже и Еже» бывают страницы для малышей, которые полностью принадлежат Вадиму Гусеву (для читателей — дядя Гусев). Иногда это не просто разворот, а целый журнал в журнале («Шарики и кубики») на три разворота. Здесь всегда повышенный кегль, яркие иллюстрации, и простые, ритмичные веселые стишки.
Иногда журнал знакомит читателей с классиками детской литературы и иллюстрации с помощью «Ежа» и «Чижа», воссоздавая страницы довоенных журналов. Это и стихотворение А. Введенского «Где ты живешь» с иллюстрациями Л. Вольштейна из «Чижа» № 9 за 1933 г., «Как я пошел в школу» с рисунками Н. Радлова из «Ежа», № 11, 1935 г. (№ 39-40) и комиксы про любимую довоенными ребятишками умную Машу («Умная Маша и её бабушка», № 37-38). В новом журнале появляется картинка для разглядывания «Кто где живет?» из «Чижа» за 1936 г. (№ 25-26) и др (см. приложение 12).
В журнале можно встретить и фотографии. Фотоматериал всегда присутствует в «Независимом информационном листке чижей и ежей», сопровождает статьи о выставках, детских литературных мероприятиях (Город детства, Международный День Детской Книги и пр.). В большом количестве фотографии используются в статьях об известных людях (Д. Лихачева, Р. Погодине, С. Маршаке, Г. Х. Андерсене и др.) — на страницах журнала размещаются их портреты, детские фотографии, семейные снимки. Читатели «ЧЁ» знают любимых писателей не только по имени и фамилии, но и получают визуальное представление, ведь часто перед произведением есть краткая справка от Ежа и Чижа с фотографией автора.
Верстка страниц «Чижа и Ежа» всегда оригинальна. Иногда иллюстрации занимают всю полосу, а текст печатается прямо по картинке. Подбор заголовочных шрифтов также разнообразен по цветам, начертанию и размеру. Часто и заголовок становится частью иллюстрации и выполняется художником. При всем своем разнообразии иллюстрации к произведениям в журнале сочетаются очень органично, выдерживаются в схожей цветовой гамме, и служат важным средством объединения номера в единое целое.
Заключение
«Традиция — это значит преемственность. Кораблю, поднявшему над палубой флаг, спущенный больше полувека назад, следует крепко держать свой курс и помнить дела и заветы прошлых своих капитанов. Преемственность — штука хитрая. Она и упрощает задачу, и — одновременно — ее усложняет. Нельзя опуститься ниже заданного когда-то уровня»[70] — говорит А. Етоев о попытке возрождения довоенных «Ежа» и «Чижа». И нельзя не согласиться с тем, что, называя себя приемниками этих журналов, новый «Чиж и Ёж» берет на себя огромную ответственность. Стараясь соответствовать высокому уровню своих предшественников, журнал не должен копировать, а должен создавать свое, новое, необычное и увлекательное, помня о богатом наследии «Ежа» и «Чижа».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.