Январские номера всех журналов для детей, как правило, посвящались В. И. Ленину. На страницах «Ежа» и такие обязательные для публикации темы, крайне сложные для детского восприятия, старались сделать занимательными: иногда в январском номере не печатали статьи, а делали специальное оформление номера. Были и неудачные публикации о Ленине. К ним нужно отнести статью А. Гранберг «Ленин»[30]. Текст крайне несвязный, отрывочный:
«Но ему нельзя было отдыхать. На отдыхе он тревожился о делах, присылал то записочку, то письмо, то вопрос.
Он был коренастый, плечистый, крепкий, сильный. Но вдруг у него отнялась рука и нога»[31].
Автор дает ребятам голые факты, при этом вообще не прибегая к художественным приемам. Тема и так сложная, а ее и не попытались сделать интересной.
Не отставал от своего старшего товарища и журнал «Чиж». Он умел заставить детей и посмеяться, и призадуматься, и потренировать мозг. От серьезного эмоционального рассказа дети переходили к приключениям умной Маши или Вани Мохова, от разглядывания картинки — к сказке, от загадки — к лабиринту. Неустойчивое внимание маленького читателя требует быстрой смены жанров, разнообразие его интересов — разнообразия тем и вопросов. «Чиж» умеет доводить до дошкольников серьезный и глубокий материал. С большой обдуманностью в нем составляли исторический отдел. Здесь журнал шел своим особым путем. Не рисуя больших исторических полотен, «Чиж» давал эпизодический, конкретно на ту или иную историческую тему, рассказ. Нельзя не отметить великолепно написанные очерки Л. Савельева «Чудесное стекло» («Чиж», 1933, № 8) и «Три стекла» («Чиж», 1933, № 10), вводившие читателя в историю борьбы за секрет варки и полировки оптического стекла. Очерки Л. Савельева, основанные на достоверных фактах, отличались глубокой эмоциональностью.
Даже те тексты, которые журнал просто вынужден был публиковать в силу такого сложного исторического периода для нашей страны, авторам «Чижа» удавалось приспособить для детского чтения. Так, в рассказе «Окорока» (1931, № 9) Е. Шварц сумел рассказать о кризисе перепроизводства в Америке, хотя, казалось бы, невозможно, написать рассказ для дошкольников на такую тему. Также в «Чиже» публиковались и другие публицистические произведения Шварца: «Особенный день» (1931, № 10), рассказывающий об участии в рабочих забастовках немецких школьников, «Храбрый Дайг» (1931, № 5) и «В жарких странах» (1933, № 8), где речь идет о бесчеловечности белых колонизаторов. В таких произведениях нужно было постараться увлечь читателей не столько сюжетом, сколько задеть их эмоционально.
В журналах, как правило, всегда печатались хорошие сказки: чистые по языку, прозрачные и стройные по сюжету, они отличаются и разнообразием тем. И в «Еже», и в «Чиже» с 1934 г. широко представлены сказки народов СССР, сказки мирового фольклора. В 1936 г. в № 3 — французская народная сказка «Трое, трое и один», вогульская сказка о трусливом старике; в № 4 — норвежская сказка «Мальчик и козы»; в № 5 — осетинская сказка «Как батрак обманул жадного попа». Эти сказки знакомили детей с особенностями сказок разных народов, давали им почувствовать своеобразную прелесть национальных сказок.
Также в журналах печатались сказки Андерсена, братьев Гримм, Перро, Гауфа, давно ставшие классикой. Стоит отметить, что сказка «Гадкий утенок» и «Новое платье короля» много раз печатались в изданиях Андерсена, и, возможно, и не было необходимости помещать их в журнале.
В «Чиже» была опубликована новая сказка К. Чуковского «Краденое солнце». К сказочному жанру можно отнести и рассказ Б. Житкова «Как я ловил человечков» (1934, № 3): в нем сочетается реалистическое и фантастическое. Рассказ передает напряженность детского воображения, увлекает читателя выдумкой, но ни на минуту не дает ему забыть реальность обстановки происходящего:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.