Иллюстрации Конашевича необыкновенно выразительны. Композиция рисунков вытекает непосредственно из самого действия, заключенного в тексте. Иллюстрация к стихотворению А. Введенского «Черный кот» («Еж», № 2, 1934) будет понятна ребенку с первого взгляда, она точно следует тексту, обстановка в комнате детально прорисована. Возможно, из-за этого остается несколько меньше места для фантазии читателя при осмыслении картинки, малышу не нужно ничего воображать, все уже прорисовано. Иллюстрация построена таким образом, что взгляд ребенка направляется на котенка, главное действующее лицо стихотворения, а затем уже «проявляются» и детали. Выражение мордочки котенка, жестикуляция больше похожи на человеческие, но «…во имя экспрессии (так она необходима) может быть дозволено (а иногда и нужно) искажение реальной формы, с тем, однако, чтобы предмет оставался всегда самим собой», — уверяет Вл. Конашевич[39]. Кот на иллюстрации не просто ждет, он просит молочного дождя с неба и вытягивает лапы, словно пытается поймать капли.
Но неточности изображения бывают и у Конашевича. В иллюстрациях к стихотворению А. Введенского «Щенок и котенок» («Чиж», № 1, 1936) художник уделяет большое внимание изображению животных, благодаря тщательной прорисовке деталей шерсть у щенка и котенка стоит торчком, она еще по-детски пушистая. Однако когда появляется злой пес, который пугает малышей:
Пес кривоногий
С коротким хвостом
Стоял у дороги
В лесу под кустом. —
Конашевич изображает мохнатую собаку, похожую на породистую лайку. Эта неточность может смутить ребенка и вызвать недоверие ко всем остальным иллюстрациям.
А. Пахомов — художник-реалист, автор картин на сюжеты из жизни советских людей. Добротная реалистическая основа видна и в его иллюстрациях к произведениям для детей. Черно-белые рисунки художника очень хороши и предельно реалистичны. Пахомов много рисунков посвятил ребятишкам. Он точно улавливал и несколько преувеличивал характерную детскость поз и жестов, на его героев нельзя смотреть без умиления. Иллюстрируя статью «Искусство пролетарским детям» («Еж», № 1, 1933) Пахомов наделяет ребят взрослыми чертами, и это не смотрится смешно и лживо: делая что-то серьезное, дети ощущают себя взрослыми, копируют их поведение. Женя Большаков отбивает такт ногой, исполняя соло на гитаре. Играя на рояле, Лида Тихомирова предельно сосредоточена, внимательно смотрит в ноты, старательно нажимает на педаль. Ребенок наклонился назад, как будто двигаясь под музыку.
Умело изображает художник хулиганов и лодырей (С. Маршак «Четыре конца» («Еж», № 4, 1935), «Лодыри и кот» («Чиж», № 2, 1934)). Совершать шалости персонажам иллюстрации приятно и весело, они беззаботны, легкомысленны, улыбаются, но настроение рисунка постепенно меняется, лица персонажей Пахомова становятся все серьезнее, а читатель понимает, как неприятно быть наказанным и каково это — нести ответственность (см. приложение 3).
Глубоко эмоциональны иллюстрации Н. Тырсы. Художнику принадлежит литография на обложке «Ежа» № 5 (1928). Это первый летний номер. На его обложке изображены ребята, поймавшие сачком бабочку. Дети сосредоточены, рады добыче. Все эти эмоции художнику удалось передать не только при помощи выражения лиц, но и через изображение распластавшихся по траве напряженных тел.
Иллюстрируя стихотворение Ф. Фреймирата «Лев-наездник» («Еж», № 3, 1935), Тырса выбрал главный эпизод и сконцентрировал на нем внимание юных читателей. Художник делает зримым кульминационный момент повествования (это характерно для иллюстраций Тырсы) и изображает мощного хищника — льва, вцепившегося в тонкую, изящную шею жирафа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.