В. Лебедева знают уже несколько поколений читателей, «которым его рисунки прививали с детских лет любовь к искусству, благородный вкус и способность остро видеть действительность» — писал о художнике С. Я. Маршак[38]. Его иллюстрации необычайно ритмичны и потому хорошо согласуются со стихами. К произведению С. Маршака «Прогулка на осле» («Еж», № 3, 1930) иллюстратор создает черно-белые графические картинки. Даже без детальной прорисовки его рисунки конкретные, точные, но главное, живые, объемные, естественные (см. приложение 1). Здесь, как и во многих других работах, Лебедев разместил фигуры на белом поле страницы, что позволяет ребенку вычленить главное в рисунке. Вместо линейной перспективы художник использовал «детский» прием: изображил дедушку на ослике внизу («ближе»), а мальчика — вверху страницы и меньше по размеру («дальше»). Этот прием облегчает малышу восприятие иллюстрации.
Иллюстрации Лебедева к «Мистеру Твистеру» С. Маршака полны юмора, изобретательно осмеивают спесивого миллионера («Еж», № 5, 1933). Всего в нескольких пятнах или линиях художник умеет передать самое характерное и типичное для персонажа.
Мистер
Не мог
Удержаться
От гнева.
Смотрит
Направо
И смотрит
Налево...
— Если в гостинице
Негры живут,
Мы
Ни за что
Не останемся
Тут!
Мистер Твистер изображен важным и надменным, он переполнен недовольством, презрением ко всем.
Вниз
По ступеням
Большими
Прыжками
Мчится
Приезжий
В широкой панаме.
Следом –
Старуха
В дорожных очках.
Следом –
Девица
С мартышкой в руках...
Теперь Мистер весьма смешон, короткие ножки, несущие тучное тело, так и мелькают по лестнице. Дамы тоже совершают немыслимые скачки, их одежда в беспорядке. Ступеньки Лебедев не нарисовал, но позы персонажей настолько яркие, рисунок так динамичен, что ребенок с легкостью додумает лестницу, дав волю воображению (см. приложение 2).
Не менее искусно удаются художнику и дети (например, серия рисунков к «Азбуке» С. Маршака). В таких рисунках совсем нет иронии и сатиры, ребята изображены очень реалистично. Композиция иллюстраций подчинена единому замыслу, подчеркивает основную мысль. Эти рисунки интересны и привлекательны для читателей, потому что отвечают не их вопросы, удовлетворяют их познавательные интересы. Зинаида держит карандаш и чертеж, а на столе рядом с ней лежит угольник (рис. «Зинаида зодчий»). И детям сразу понятно, что же делает зодчий. При этом иллюстрация не перегружена лишними деталями, а содержит только основные рабочие инструменты, которые нужны человеку этой профессии. Лицо Николая (рис. «Николай наборщик») мы и вовсе не видим, акцент художник делает на наборную кассу. Но зато по склоненной над работой голове мальчика и позе (одной ножкой он упирается в другую) становится понятно, что это сложная профессия, в которой нужны терпение и сосредоточенность («Чиж», № 4, 1940).
Рисунок «Кого испугались мышки?» («Чиж», № 4, 1939) лишен столь характерного для Лебедева движения, менее удачен. Слева кот, который совершенно спокоен и равнодушно смотрит на мышей. А на другой полосе изображены убегающие от него мыши. Они не испуганы, движение можно угадать по их пластике. Но рисунок статичен, мыши как будто висят в воздухе или прилипли к белому листу.
До краев переполнены юмором и иллюстрации Вл. Конашевича. Но они сильно отличаются по манере исполнения от рисунков В. Лебедева. Конашевич предпочитал рисовать пером, точной и орнаментальной линией. Это иллюстрации, передающие настроение произведения, мощь и динамику событий.
Настоящая корова
с настоящими
рогами
шла навстречу по дороге,
всю дорогу заняла.
Создает образ шутник Хармс. И у художника на полосе появляется «настоящая» корова, которая бьет копытом и бодается («Еж», № 10, 1929).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.