Коллективом редакции довоенных «Ежа» и «Чижа» были придуманы замечательные сквозные персонажи. Самые известные из них перебрались и в новый журнал. Ребята встречают и Умную Машу, которая как всегда не растеряется в трудной ситуации, и такого же шаловливого Глупого Витю. Макар Свирепый появляется уже в самом первом номере «ЧЁ», где ребятам рассказывают о его прошлой жизни. Затем он достаточно часто встречается в разным номерах журнала с новыми захватывающими приключениями. У «Чижа и Ежа» есть и современные герои. С журналом сотрудничает В. Гусев, а для детей это Дядя Гусев, который пишет стихи, рисует и веселиться вместе с ними. На задней сторонке обложки живет Витя Белкин, который с «Чижом и Ежом» под мышкой, то болеет вместе с Пушкиным за «Зенит», то, отправившись вместе с папой выбирать президента, вписывает в избирательный бюллетень имя своего верного друга «ЧЁ».
Но теперь самые важные персонажи в журнале, которые есть буквально на каждой странице, — это Чиж и Еж. В журнале помещаются их образы в представлении детей. Эти герои будят детскую фантазию. Они удачно придуманы, ассоциируются с небом и землей, стремлением ввысь и привязанностью, невозможностью оторваться от земли. Первый номер «ЧЁ» (1999 г.) начинается как раз с рассказа Чижа и Ежа о старых журналах. О «Чиже» и «Еже», их авторах и художниках новые герои говорят хотя бы пару слов в каждом следующем выпуске. Все рубрики начинаются с реплик и диалогов Чижа и Ежа. Информация всегда дается детям в легкой, занимательной форме — герои могут спорить, шутить, открывать юному читателю что-то новое. Обычно их комментарии относятся к автору произведения, истории публикации текста, историческому событию (в зависимости от темы номера). С № 19-20 иногда вместо диалогов редакторов (Чижа и Ежа) перед разделом появляется небольшая зарисовка: озорной рассказ о том, как Чиж и Еж работают в редакции над очередной рубрикой и создают любимый детский журнал. Иногда встречаются и диалоги Умной Маши с Глупым Витей. Все редакторские диалоги от имени Чижа и Ежа, Вити и Маши пишет Наталья Скороход.
В «Чиже и Еже» много рубрик, которые есть в каждом номере журнала, на протяжении вот уже десяти лет. У них нет установленной последовательности, рубрики быстро сменяют друг друга. Большие по объему рубрики, в которых публикуются произведения разных авторов, могут появляться в одном номере несколько раз («Книжный шкаф», «Новая библиотека ЧЁ»). Таким образом, они разбиваются на небольшие части и не успевают наскучить ребенку.
В каждом номере есть рубрика «Классика ЧЁ». «Это наша идеология. Она обязательна совершенно так же, как была обязательна когда-то статья о Ленине и Сталине в “Чиже” 1933 года»[51],— говорит главный редактор. Здесь представлены все те великие авторы, чьи шедевры когда-то публиковались в «Еже» и «Чиже». В первом номере читатели знакомятся и с Иваном Топорышкиным (герой, придуманный Олейниковым, Антоновским, Хармсом), который с 1929 г. работал в старой редакции изобретателем и плотником. Во втором напечатан рассказ Нины Гернет с новыми иллюстрациями Ивана Харкевича. Были здесь и Зощенко, Шварц, Введенский, Маршак. Журнал пытается поддерживать связь времен, поколений. Каждое произведение классиков комментируется для детей в диалогах Чижа и Ежа, как уже было сказано выше. Возвращение к новой жизни старых произведение и их героев — политика журнала. Иногда в «Классике ЧЁ» приводятся публикации из старых номеров, и ребенок может не только представить, но и увидеть, какими же были те, старые, «Ёж» и «Чиж». Такая публикация есть в самом первом номере — это стихотворение Д. Хармса «Журавли и корабли», напечатанное в «Чиже» 1939 г. (№ 7-8). Это и статья «О детских годах Пушкина» с рисунками А. Якобсона, которая была в «Еже» в 1937 г. (№ 2) и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.