Навалочные и насыпные грузы. Технологические условия и требования. Угли, руды и минерально-строительные материалы. Зерновые грузы. Технологическая щепа

Страницы работы

Содержание работы

Глава 8

           НАВАЛОЧНЫЕ И НАСЫПНЫЕ   ГРУЗЫ

§ 8.1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И  ТРЕБОВАНИЯ

К навалочным и насыпным грузам относятся разнообразные кусковые, зернистые, порошкообразные и пылевидные грузы, которые транспортируются без упаковки (навалом). По своим физико-химическим свойствам, условиям перевозки и хранения навалочные и насыпные грузы делятся на две основные группы:

1) грузы, не изменяющие  своих свойств под влиянием влаги и которые можно перевозить в открытых транспортных средствах,  складировать на открытых площадках (уголь, руда, инертные   минерально-строительные материалы, техническая соль, технологическая щепа и др.);

2) грузы, изменяющие свои свойства под влиянием влаги и для перевозки которых необходимо использовать закрытые транспортные средства, а для хранения — крытые склады (пищевая поваренная соль, минеральные удобрения, зерно, сахар-сырец, цемент и др.).

В большинстве случаев навалочные и насыпные грузы на морском транспорте перевозятся большими партиями и перегружаются в портах на специальных причалах и даже отдельных перегрузочных участка  с применением высокопроизводительного специализированного оборудования.

Наиболее характерными транспортными характеристиками навалочных и насыпных грузов являются сыпучесть, угол естественного откоса, насыпная плотность, гранулометрический  состав, хрупкость, самонагревание, самовозгорание,  влажность,   смерзаемость, слеживаемость, спекаемость, сводообразование при высыпании из бункера, абразивность, коррозионное влияние на металлы, вредность. Все эти свойства необходимо учитывать при перегрузке навалочных и насыпных грузов и их хранении. Среди навалочных грузов, перевозимых морским транспортом, наибольшую долю занимают угли. На трудность перевозки и перегрузки в портах углей большое влияние оказывают такие их свойства, как смерзаемость, хрупкость, а способность углей к самонагреванию, самовозгоранию, выделению летучих веществ делают их опасными.

Морским транспортом в большом количестве перевозятся различные руды: железная, марганцевая, хромовая, апатитовая, колчедан, бокситы и др. По сравнению с углем руды имеют более высокую прочность и не подвергаются дроблению в такой степени, как уголь, поэтому высота сбрасывания руд при перегрузке практически не имеет значения. Исключение составляет апатитовая руда, отличающаяся большой хрупкостью. Перегрузочные работы с влажными рудами, имеющими мелкие фракции, часто затрудняются из-за их высокой вязкости и налипания на грейфер. Некоторые рудные концентраты могут подвергаться окислению, самопроизвольному нагреванию и самовозгоранию. Руды, содержащие глину, подвергаются слеживанию, которое может быть настолько значительным, из-за чего затрудняется  свободное   опорожнение саморазгружающихся вагонов.

Из инертных минерально-строительных материалов навалом перевозят песок, щебень и бутовый камень, на которые не влияет воздействие внешней среды и которые не подвержены измельчению. Поэтому при перевозке и хранении этих грузов особых мер по их защите принимать не следует. Обычно такие грузы перевозятся в местном сообщении.

Технологическая   щепа   является специфическим грузом по своей выработке и по технологии транспортного процесса, поэтому ее характеристика будет рассмотрена отдельно в § 8.5.

Кроме грузов, которые хранятся на открытых складских площадках, морским транспортом нашей страны и за рубежом перевозится  значительное количество навалочных и насыпных грузов, которые хранятся в закрытых складах. К таким грузам относятся минеральные удобрения, сахар-сырец, цемент, концентраты некоторых цветных руд, зерно. Эти насыпные грузы подвержены усадке, уплотнению и слеживаемости. Степень усадки зависит от высоты штабеля и влажности.

Химические грузы   отрицательно действуют на металл, активизируя коррозию, могут ^ выделять ядовитые газы и пыль, которые раздражают кожу, разъедают одежду и кожаную обувь. Поэтому при выполнении перегрузочных работ с солями химических удобрений необходимо в портах выделять отдельные участки и причалы, ограждать перегрузочные машины от агрессивного действия солей, проводить профилактику в грузовых помещениях судов. Необходимо также принимать меры и для охраны здоровья рабочих, занятых перегрузкой этой категории грузов.

Цемент следует оберегать от увлажнения. Кроме того, цемент является сильно пылящим грузом. Пыль обладает абразивными свойствами и поэтому механизмы, особенно их трущиеся части, должны быть хорошо защищены от цементной пыли и возможно чаще от нее очищаться.

В больших количествах через морские порты проходят пшеница, рожь, ячмень — тяжелое зерно и овес — легкое зерно.. Транспортные свойства зерновых грузов можно разделить на физические и биологические. К физическим свойствам относятся сыпучесть, угол естественного откоса, насыпная плотность, способность к усадке, скважистность, сорбционные свойства, теплопроводность, удельная теплоемкость и пылеобразование. Биологические свойства определяются тем, что зерновой груз состоит из множества живых (в биологическом понимании этого слова) объектов — зерен. Их жизнедеятельность проявляется в таких формах, как дыхание и прорастание, при этом возникает обычно процесс самонагревания.

Похожие материалы

Информация о работе