Раздел третий ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ
Глава 11
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ
ПРОЦЕССОВ
§ 11.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ
Организация — слово обиходное, имеющее двоякий смысл. Это трудовой коллектив предприятия или учреждения и вместе с тем это совокупность действий, обеспечивающих создание всех условий, необходимых для выполнения поставленной цели. Созидательная деятельность трудового коллектива основывается на научной организации производства, труда и управления. Исходя из назначения дисциплины в дальнейшем рассматривается организация производства и труда рабочих, занятых в перегрузочных процессах порта.
Организация и технология являются интегрированными частями производственного процесса, их гармоничное совершенствование — непременное условие повышения эффективности производственных процессов. Образно выражаясь, организация — это технология в действии.
Качество организации проявляется в степени использования параметров производственного процесса. Прогрессивные организационные решения на базе существующей технологии обеспечивают повышение производительности труда, интенсивности производственных процессов посредством более эффективного использования технических и трудовых ресурсов.
Общим условием эффективной организации перегрузочных процессов является:
рациональное внутрипортовое разделение;
кооперация совокупного труда, основанные на принципах специализации, пропорциональности, прямоточности, непрерывности, ритмичности.
Предметом организации перегрузочных процессов являются: производственная и организационная структура порта;
организация труда рабочих, занятых в перегрузочных процессах:
нормативная база и порядок функционирования перегрузочных процессов.
Построение производственной структуры порта основывается на принципах специализации производственных подразделений по назначению (перегрузочные комплексы, портофлот, комплексы технологической оснастки, механизация и др.) и пропорциональности, предусматривающей пропорциональность мощностей всех структурных частей, в частности: а) пропускной способности перегрузочных комплексов и обеспечивающих их деятельность судов портового флота, комплексов технологической оснастки, ремонтно-строительного, по ремонту оборудования и др.; б) пропускных способностей морского грузового фронта, складов и подъездных путей каждого перегрузочного комплекса; в) состава перегрузочного оборудования в каждой механизированной линии.
Благодаря пропорциональности производственных мощностей обеспечивается наилучшее использование технических параметров элементов рассматриваемой совокупности.
В этом комплексе выделяется задача оптимального распределения по перегрузочным комплексам (причалам) универсальных перегрузочных машин, основным представителем которых являются портальные краны, и компоновка механизированных линий машинами, используемыми в трюмах судов, вагонах, для внутрипортового перемещения и складирования грузов. Принцип прямоточности применим при специализации перегрузочных комплексов и построении организационной структуры порта.
Специализация перегрузочных комплексов по грузопотокам должна обеспечивать завершенность процесса перегрузки груза от поступления в порт и до отправления из порта, благодаря чему можно избежать излишнего внутрипортового перемещения груза и перестановки судов с одного перегрузочного комплекса на другой. При составлении организационной структуры порта важно обеспечить непосредственную связь органов и объектов управления.
Организация труда рабочих, занятых в перегрузочных процессах, охватывает комплекс вопросов (разделения, кооперация, нормирования и оплаты труда), решение которых направлено на достижение наибольшего эффективного слияния в перегрузочном процессе живого труда с новой техникой и технологией. Это выражается в формах организации, структуре и численности контингента портовых рабочих.
Нормативная база перегрузочных процессов обширна и включает нормы труда, нормы расходования материалов, топлива, электроэнергии, нормы обработки судов и других транспортных средств. Нормы основываются на определенной технологии и организации перегрузочных процессов, что обуславливает их динамичность и вместе с тем в каждый период времени они имеют важное организующее и мобилизующее значение.
Своеобразной интегральной нормой, дисциплинирующей всю организацию производства и труда, является установленный на основании положений, правил, инструкций порядок повседневного функционирования перегрузочных процессов, регламентирующий во времени и по исполнителям (структурные части, единицы) режим рабочего времени, состав и последовательность работ, их техническое, материальное, трудовое и функциональное обеспечение на всех этапах каждого перегрузочного процесса (подготовка производства, его исполнение и завершение).
Удобной формой регламентации отдельных частей организации перегрузочных процессов является организационно-технологическая схема, например ведения непрерывного плана-графика работы порта и др.
В последнее время к постановке и решению организационных проблем производства применяют системный подход. Это методология рассмотрения комплексов путем изучения их сущности: структуры, организации, закономерности развития, оптимальных путей и методов воздействия на их развитие. При системном подходе предполагается всесторонний учет специфических характеристик объекта, определяющих его структуру и организацию. Под системой понимается группа или совокупность элементов, образующих связанное целое.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.