В организации производственного процесса каксистемы придерживаются определенных правил, процедур. Они не идентичны для разных портов, но наряду со специфическими чертами имеются и общие. Так, планирование организации производственного процесса порта проводится путем определения круга взаимосвязанных задач с позиции обеспечения единства подхода к системе в целом. Затем по каждой задаче проводится оптимизация решения по общепринятой программе, включающей четкую технико-экономическую формулировку задачи, сбор и обработку исходной информации, обоснование критерия оптимальности, разработку целевой функции, установление граничных условий, выбор математического метода обработки и выражение в математической форме основных количественных зависимостей, разработкуалгоритма, составление программы, решение и истолкование результатов.
Для такого планирования необходим глубокий технико-экономический анализ и многочисленные расчеты. Сокращению трудоемкости этих расчетов и большей определенности решений способствует применение специальных математических методов и электронно-вычислительных машин.
Организация производственного процесса порта сопряжена с порядком движения судов, поездов, автомобилей. Для условий работы порта типична разновидность потока подвижного состава по виду транспорта, по технико-эксплуатационным характеристикам единиц каждого вида транспорта и по их загрузке, по характеру изменения значений этих параметров потоков транспортных единиц во времени. Этим объясняется различное содержание заявок (требований) на обслуживание перевозочных средств и связанных с этим потребностей технических и трудовых ресурсов порта, эффективности их использования. Планирование производственной деятельности порта и организации перегрузочных процессов взаимообусловлено и ведется в том же разрезе времени.
Различны предпосылки планирования, разработки и внедрения этих мероприятий. Это свойственно трудовым коллективам — стремление непрестанного совершенствования форм и методов организации труда и производства, основанных на передовом опыте каждого порта, обобщенной отечественной и зарубежной практике.
При аттестации рабочих мест можно выявить недостатки, узкие места в техническом, трудовом обеспечении отдельных рабочих мест, организации их использования, конкретизировать мероприятия по их устранению.
Периодически возникает необходимость замены устаревшего оборудования новым более производительным, экономичным. Необходимо учитывать внешние факторы. Например, при освоении нового грузопотока может возникнуть потребность пересмотра специализации перегрузочных комплексов, пополнения парка перегрузочного оборудования новыми машинами, грузозахватными приспособлениями, вспомогательным оборудованием.
При увеличении грузоподъемности судов может возникнуть необходимость увеличения количества механизированных линий на соответствующих перегрузочных комплексах, пополнения портового флота более мощными буксирами для выполнения маневровых операций.
Из-за возрастания объема перевозки грузов укрупненными грузовыми местами (контейнеры, блок-пакеты, ролл-трейлеры, болстеры и др.) возникает необходимость оснащения портов перегрузочными машинами повышенной грузоподъемности. Актуально внедрение так называемой всепогодной технологии переработки грузов.
Разнообразные мероприятия по совершенствованию организации труда и производства подразделяются на требующие капиталовложений для их осуществления и реализуемые без таковых за счет эксплуатационных средств.
Следует подчеркнуть приоритетность технических мероприятий, с помощью которых облегчается, оздоравливается труд рабочих и повышается его безопасность. Обычно эффективны организационные мероприятия, для осуществления которых не требуется капиталовложений.
Ярким примером служит осуществленная в морских портах в 60-е годы коренная перестройка организации труда рабочих, занятых в перегрузочных процессах, ознаменовавшаяся достижением разностороннего эффекта в социальном, производственном и психофизиологическом аспектах (подробнее см. в гл. 12, 13).
При планировании мероприятий необходимо учитывать прямой и косвенный эффект, совокупность последствий. Например, прямое сокращение численности докеров-механизаторов может повлиять на уменьшение численности работников других категорий; при повышении интенсивности процесса погрузки судна путем увеличения количества механизированных линий увеличивается парк перегрузочных машин, что приводит к снижению использования их по времени и увеличивает основные фонды и амортизационные отчисления, учитываемые в себестоимости перегрузки груза.
Наряду с мероприятиями долгосрочными, определенными пятилетними или годовыми планами, многообразны мероприятия, предусматриваемые в оперативных планах в зависимости от производственной ситуации, изменяющегося соотношения ресурсов порта, отдельных перегрузочных комплексов и заявок на выполнение судовых, вагонных, автотранспортных, складских грузовых работ, вспомогательных операций по обслуживанию судов. Соответствующие решения отражаются в сводном месячном графике и в сменно-суточных планах работы порта.
Основными задачами текущего планирования организации перегрузочного процесса порта являются:
1. Специализация эксплуатируемых перегрузочных комплексов по принципу максимального соответствия ихразмерений, планировки и оборудования специфике освоения грузопотоков.
2. Формирование системы производственных перегрузочных комплексов (ППК).
3. Оптимальное распределение подъемно-транспортного оборудования по причалам ППК порта.
4. Определение оптимальной численности и форм кооперирования труда портовых рабочих.
К характерным задачам оперативного планирования относится оптимизация решения вопросов определения очередности обработки каждого судна с выделением приоритетного перегрузочного комплекса, числа функционирующих технологических линий на обработку судов, вагонов и автомобилей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.