Навалочные и насыпные грузы. Технологические условия и требования. Угли, руды и минерально-строительные материалы. Зерновые грузы. Технологическая щепа, страница 4

По железной дороге уголь и руду перевозят в полувагонах или на специальных саморазгружающихся платформах-думпкарах.     Минеральные удобрения и концентраты некоторых руд часто перевозят в обычных крытых четырехосных вагонах. Для перевозки грузов закрытого хранения используются также бункерные вагоны грузоподъемностью 57 т — хопперы, имеющие пневматическое управление разгрузочными люками и электровибраторы. Для перевозки пылевидных грузов могут использоваться обычные крытые вагоны, а также специальные цементовозы с пневматической разгрузкой. Зерно перевозится в крытых вагонах общего типа и в специализированных зерновых вагонах.

Вагоны общего типа при перевозке зерна тщательно промываются, проветриваются и снабжаются специальными хлебными щитами, которые перед погрузкой вагона плотно и прочно устанавливаются в дверном проеме вагона и обеспечивают сохранность зерна от просыпания в процессе перевозки.

В нижней части щита может быть установлено выпускное отверстие с заслонкой. Для погрузки зерна в вагоне между щитом и верхней крышкой дверного проема оставляют пространство высотой 500—600 мм. Вагоны имеют в верхней части боковых стенок небольшие люки (по два с каждой стороны), которые также используются для загрузки вагонов.

Специальные четырехосные вагоны грузоподъемностью 62 т с вместимостью кузова 120 м3 имеют самоуплотняющиеся двери, поэтому установка хлебных щитов в них не требуется. Для загрузки вагоны имеют четыре люка в крыше вагона, расположенные вдоль осевой линии.

Хранение угля производится   на открытых складских площадках. Допустимая высота штабелирования зависит от склонности угля к возгоранию и наличия на складе средств механизации, с помощью которой можно достаточно быстро разбрасывать загорающийся штабель.

Руды и рудные концентраты в портах хранятся на открытых бетонированных или асфальтированных площадках на расстоянии не менее 120м от штабелей пылеобразующих грузов (цемент, уголь и т. п.).

Хранение грузов, которые не должны подвергаться воздействию влаги, производится или на узкоспециализированных складах (силосного типа для цемента, бункерных складах для порошкообразных грузов), или на универсальных складах с раскрывающимися крышами (для калийной соли, сахара-сырца).

Выбор типа склада зависит от характеристики груза, размера и стабильности грузопотока.

Склады для хранения зерна могут быть с напольным хранением или оборудованы бункерами-силосами, имеющими самотечный выпуск снизу. Склады с напольным хранением бывают универсальными, т. е. без специального оборудования, и специальными механизированными  амбарного   типа (мехамбары). При хранении зерна на обычных   универсальных   складах вдоль стен склада устанавливают разборные подпорные стенки (деревянные или из мешков с зерном), которые ограждают стены склада от воздействия на них зерна. Все отверстия склада должны быть тщательно закрыты.

Наиболее совершенным типом хранилища для зерна являются силосные механизированные склады-элеваторы.

При прохождении через морские порты импортного зерна перегрузка его, как правило, осуществляется по прямому варианту.

Разнообразные физико-химические и транспортные свойства навалочных и насыпных грузов, возможность создания подъемно-транспортного оборудования, имеющего широкий диапазон производительности, степень эффективности применения которого обусловлена объемом грузопереработки через порт, предопределили исключительно большое разнообразие технологических процессов, которые рассмотрены далее в книге для групп однородных в технологическом отношении грузов.

§ 8.2. УГЛИ, РУДЫ И МИНЕРАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Грузы, относящиеся к данной группе, являются грузами открытого хранения, которые перегружаются в морских портах на универсальных и на специализированных   перегрузочных комплексах. Для перегрузки навалочных грузов открытого хранения в морских портах применяются различные схемы механизации. Наиболее распространенной для обработки судов в отечественных морских портах является крановая схема механизации с портальными грейферными кранами, расположенными в одну или две линии.