Навалочные и насыпные грузы. Технологические условия и требования. Угли, руды и минерально-строительные материалы. Зерновые грузы. Технологическая щепа, страница 10

При загрузке вагонов с помощью телескопических ссыпных труб обеспечивается очень точная дозировка загрузки вагона. Для установления высоты загрузки вагона в зависимости от вида зерна и его влажности (или глубины опускания трубы) можно пользоваться предварительно составленными графиками.

После выгрузки зерна с просвета люка трюмные машины,  например ЗГС, начинают подавать груз из подпалубного пространства на просвет люка. При нормировании перегрузочных работ необходимо определить объем штивки. При этом все количество груза разбивается на три слоя: первый, для которого нет надобности в штивке; второй и третий, для которых штивка необходима. Например, при разгрузке судна с помощью грейферов количество груза первого слоя на однопалубных судах и трюмах первого класса составляет 80% всего количества, второго — 15% и третьего — 5%.

Для зачистки судов с зерном могут применяться подгребающие грейферы, а также пневмоустановки, при использовании которых к  трубопроводам присоединяют многорукавные патрубки, от последних отходят гибкие шланги со специальными соплами.

Производительность   технологической линии при разгрузке судов с помощью грейферов зависит от группы крана, вместимости грейфера, насыпной плотности зерна, размера слоя выгрузки и составляет от 240 до 880 т/смену при количестве рабочих 5—11 чел.

Загрузка вагонов общего типа производится через зазор над хлебным щитом и через боковые люки. В вагон зерно может подаваться с помощью ленточного транспортера или машины ПТС и по ссыпным трубам через бункер, установленный на специальном портале или на портале крана. Для штивки груза в вагоне применяются универсальный вагонный  загрузчик (УВЗ), который представляет собой две дисковые метательные машины, смонтированные на бункере. При поступлении в бункер зерно с помощью установленной в бункере заслонки разделяется на потоки и направляется в оба метателя, которые через раструбы, вводимые в люки, и зазор над хлебным щитом разбрасывают зерно равномерно по всей площади вагона с производительностью 140 т/ч.

При перегрузке зерна в обычные вагоны с боковыми люками неизбежной является дозировка вагона после взвешивания на вагонных весах. Дозировка обычно производится на специальных площадках. Дозировка может производиться с помощью установки, показанной на рис. 8. (8, которая состоит из бункера и установленной на нем малогабаритной пневмоустановки.

Для разгрузки судов с зерном в непогоду в морских портах используют различные малогабаритные пневматические установки. Часто их устанавливают на специальной площадке, смонтированной на портале кордонного крана. Кран служит для подачи трубопроводов в трюм, а затем поддерживает брезентовый тент над трюмом судна, предназначенный для предупреждения попадания влаги в трюм.

На рис. 8. 19 показана схема механизации разгрузки судов с зерном с помощью трех стационарных пневмоустановок, системы конвейеров и элеваторов. Груз может поступать в вагон и на склад. Из трюма зерно забирается соплом 2 и по всасывающему трубопроводу направляется в разгрузитель 3. Здесь оно отделяется от воздуха и через шлюзовой затвор поступает на ленточный конвейер 8 и далее по самотечной трубе 2 направляется непосредственно в башмак нории 6. Из бункера 4 по трем самотечным трубам 7 зерно ссыпается в вагон. Самотечные трубы оборудованы разбрасывающими наконечниками, благодаря которым вся площадь вагона загружается равномерно без дополнительной штивки. Вместимость бункера должна быть такой, чтобы при смене подачи вагонов пневмоустановка не прекращала работу. Вагоны передвигаются с помощью маневровой лебедки и взвешиваются на вагонных весах.

При перегрузке зерна по варианту судно — склад зерно по нории 6 подается на конвейер 5, который перемещает его в приемный бункер 10, расположенный в верхней части рабочей башни склада. Из бункера 10 зерно поступает в бункер 13, откуда по нории 9 через бункер 11 и с помощью челнокового конвейера 12 подается на склад.