Навалочные и насыпные грузы. Технологические условия и требования. Угли, руды и минерально-строительные материалы. Зерновые грузы. Технологическая щепа, страница 6

Груз может подаваться в полувагон с эстакады, по которой проходит транспортер, при помощи сбрасывающей тележки. При малом грузообороте навалочных грузов для загрузки полувагонов могут использоваться погрузчики ПТС, которые устанавливаются около вагона и подают груз через верх, а также ковшовые перегрузчики на базе трактора С-80.

Средства и способы разгрузки полувагонов зависят от типа подвижного состава и размера грузопотока. Разгрузка полувагонов может производиться через верх при помощи грейфера или специальной машины, через нижние люки самотеком и опрокидыванием кузова вагона. При разгрузке вагона с помощью грейфера крановщик нацеливает грейфер на вагон таким образом, чтобы челюсти грейфера раскрывались вдоль вагона.

Для поворота грейфера и нацеливания его в вагон ставятся двое рабочих, которые также производят зачистку вагонов и подгребание груза к грейферу. В конце разгрузки приходится вручную лопатами подгребать к грейферу 5—10% груза, из-за чего снижается эффективность использования грейфера для разгрузки вагонов.

Более совершенным является разгрузка полувагонов с помощью специальных разгрузчиков, наиболее производительным из которых является разгрузчик С-492. Для разгрузки вагон подается под портал разгрузчика, на груз опускаются два ковшовых элеватора, которые зачерпывают груз и подают в его приемный бункер разгрузчика, откуда груз ссыпается на подбункерный конвейер и далее по отвальному конвейеру подается  в штабель. Широко применяется разгрузка навалочных грузов самотеком из полувагонов, хопперов и думпкаров. Из полувагона груз высыпается через нижние разгрузочные  люки, установленные в днище с каждой стороны вагона. С каждой стороны имеется семь люков — всего семь пар.

При разгрузке вагонов самотеком часть груза остается на стенках вагона, на крышках люков и на части пола вагона. Общее количество груза, остающегося в   вагоне,   достигает 4—6 т. Зачистка вагонов от остатков груза является трудоемкой работой, из-за которой снижается интенсивность разгрузки вагонов. Для механизации зачистки вагонов применяются вибраторы.

Наиболее эффективным средством разгрузки полувагонов являются вагоноопрокидыватели, которые обычно используют для обработки полувагонов на специализированных перегрузочных комплексах.

Значительно осложняется разгрузка вагонов со слежавшимися  или смерзшимися грузами. Существуют различные способы, облегчающие и ускоряющие рыхление. Для  этого применяются пневматические отбойные молотки, электробурорыхлители и электровиброрыхлители, машины  с вращающимися зубчатыми дисками, электропилы, а также взрывание, размораживание горячей водой, паром, электрогрелками, токами высокой частоты, инфракрасными лучами. Часто применяют профилактические меры, чтобы не допустить смерзание груза: обезвоживание груза, предварительное замораживание, сепарирование с помощью соломы или опилок, добавление в груз поваренной соли, негашеной извести, хлористого кальция.

Производительность   технологической линии при перегрузке навалочных грузов с использованием универсальной схемы механизации составляет для угля 225—2000 т/смену, для руд — 200—1700 т/смену при количестве рабочих 2—20 чел. в зависимости от слоя груза, типа крана, вместимости грейфера, класса груза и варианта работ.

При больших стабильных грузопотоках навалочных грузов, предназначенных для отправления, применяют специализированные   перегрузочные комплексы, состоящие из узла разгрузки вагонов (вагоноопрокидыватели), конвейерных линий для подачи груза на склад, складского штабелеукладчика (стаккера), машин для расформирования штабеля  (реклаймеров), конвейеров 'для подачи груза на причал, кордонных перегружателей непрерывного действия (один или два). Комплексы для перегрузки угля включают еще и узел сортировки угля перед подачей егона склад. С помощью специализированного комплекса для загрузки навалочных грузов на суда (рис. 8. 3) можно производить одновременно разгрузку вагонов с подачей груза на склад и расформирование штабеля с подачей груза на судно или груз может из вагонов непосредственно подаваться на  кордонные установки, а через них на судно.