Навалочные и насыпные грузы. Технологические условия и требования. Угли, руды и минерально-строительные материалы. Зерновые грузы. Технологическая щепа, страница 12

Для загрузки судов зерном может быть использована схема комплексной механизации (рис. 8.21),   которая включает одну или две инерционные вагоноразгрузочные машины, приемные бункеры, систему ленточных конвейеров, норий и самотечных труб. Для выгрузки зерна вагон с помощью маневровой лебедки или локомотива подают на платформу разгрузочной машины 7, где его закрепляют специальными гидравлическими захватами. Под воздействием   гидравлического щитоотжимателя 6 щит отжимается и приподнимается на 20—30 см вверх. Через образовавшееся отверстие зерно самотеком поступает в приемный бункер. Для выгрузки оставшейся части зерна включается инерционная установка, в результате работы которой вагон полностью разгружается.

Вместо инерционной установки для разгрузки вагонов могут использоваться наклонные вагоноопрокидыватели или разгрузочные эстакады с приемными бункерами; в последнем случае часть зерна высыпается из вагона самотеком, а для выгрузки оставшейся части применяют механические лопаты или другие средства. Из саморазгружающихся вагонов зерно полностью разгружается через нижние люки.

Для механизации отжима деревянных щитов могут применяться также механические щитоотжиматели с ручным приводом и пневматические. Первые производят отжим щита в течение 3 млн. Пневматические щитоотжиматели могут производить отжим щитов одновременно на двух вагонах в течение 1—1,5 мин. Из приемного бункера зерно поступает на подбункерные продольные конвейеры 8 и далее с помощью конвейеров 9, 11, 2 перемещается в распределительную воронку, из которой с помощью конвейеров зерно может подаваться в одну самотечную трубу 1, в две или три такие трубы. По этим трубам зерно направляется в трюм судна. Для равномерной загрузки трюмов судна самотечные трубы 1 можно поднимать вверх и поворачивать в горизонтальной плоскости с помощью лебедок. При разгрузке вагонов зерно из приемных бункеров на конвейерах 8, 9, 11 перемещается в башмак нории 4, которая подает его на конвейер 5, разбрасывающий зерно по всей площади склада.

При подаче груза со склада на судно зерно через специальные течки с затворами или через решетчатые желоба с заслонками, расположенными в полу склада, поступает на конвейеры 10, 12 и далее на поперечном конвейере 11 и по нории 3 подается в бункер 4, из которого ссыпается в бункерные весы 14. После взвешивания зерно поступает в нижний бункер 13, из которого по наклонному конвейеру 2 подается в ссыпные трубы 1 и направляется в трюм судна.

Таким образом, схема механизации обеспечивает перегрузку зерна по трем вариантам: вагон — судно; вагон — склад; склад — судно,

При погрузке зерна в подпалубное пространство применяют   концевые штивующие патрубки и лотки, благодаря которым увеличивается дальность подачи зерна, а также метательные машины. Последние могут быть лопастные и ленточные, имеют небольшие габаритные размеры и вес, могут устанавливаться на грузе в трюме, подвешиваться к спускным трубам и закрепляться на комингсе люка. Производительность метательных машин 200—500 т/ч, дальность метания груза достигает 10—20 м. Общим недостатком метательных машин  является расслаивание зерна и опасность повреждения зерна при ударе об ограждения трюма, что особенно нежелательно для семенного зерна.

Рис. 8.17. Схема работы бункера-дозатора для загрузки вагонов зерном:

а—дозирующее устройство; б—схема загрузки вагона; 1—ячейка; 2— секторный затвор; 3— телескопическая труба; 4 — цепная подвеска бункера; 5—штабель зерна

Рис. 8.18. Установка для дозировки сыпучих грузов при загрузке вагонов:

1 — сопло;  2 пневмоустановка;  3 — бункер-  4вагон; 5 весовое устройство

А-А

Б-Б

Рис. 8.19. Схема механизации для разгрузки судов с зерном