Навалочные и насыпные грузы. Технологические условия и требования. Угли, руды и минерально-строительные материалы. Зерновые грузы. Технологическая щепа, страница 2

По своим последствиям свойства зерновых грузов можно разделить на влияющие на его сохранность (биологические, сорбционные, теплопроводность) и влияющие на способ перевозки, технологию перегрузки и хранения (сыпучесть, насыпная   плотность, способность к усадке, угол естественного откоса).

Зерно при перегрузке   выделяет большое количество хлебной пыли, которая затрудняет условия работы рабочих, занятых перегрузкой зерна, и создает опасность в пожарном отношении, а при большой концентрации становится взрывоопасной.

Навалочные грузы могут перевозиться на универсальных сухогрузных и специализированных судах в зависимости от свойств того или иного рода груза.

При погрузке руды   необходимо уделять особое внимание размещению ее в трюмах. Чтобы предотвратить нарушение продольной прочности судна, руду и рудные концентраты следует грузить равномерно, начиная со средних трюмов, одновременно заполняя грузовые помещения судна в носу и в корме. Поочередное заполнение трюмов грузом или поочередная выгрузка из трюмов не допускаются. Руду надо укладывать в трюмах в форме усеченной пирамиды с верхним основанием не менее площади люка трюма или твиндека. В носовом трюме основная масса груза должна быть сосредоточена у задней переборки, а в кормовом — у передней так, чтобы к противоположным переборкам  спускался возможно более крутой откос загруженной в трюм руды.

По железной дороге уголь и руду перевозят в полувагонах или на специальных саморазгружающихся платформах-думпкарах.     Минеральные удобрения и концентраты некоторых руд часто перевозят в обычных крытых четырехосных вагонах. Для перевозки грузов закрытого хранения используются также бункерные вагоны грузоподъемностью 57 т — хопперы, имеющие пневматическое управление разгрузочными люками и электровибраторы. Для перевозки пылевидных грузов могут использоваться обычные крытые вагоны, а также специальные цементовозы с пневматической разгрузкой. Зерно перевозится в крытых вагонах общего типа и в специализированных зерновых вагонах.

Вагоны общего типа при перевозке зерна тщательно промываются, проветриваются и снабжаются специальными хлебными щитами, которые перед погрузкой вагона плотно и прочно устанавливаются в дверном проеме вагона и обеспечивают сохранность зерна от просыпания в процессе перевозки.

В нижней части щита может быть установлено выпускное отверстие с заслонкой. Для погрузки зерна в вагоне между щитом и верхней крышкой дверного проема оставляют пространство высотой 500—600 мм. Вагоны имеют в верхней части боковых стенок небольшие люки (по два с каждой стороны), которые также используются для загрузки вагонов.

Специальные четырехосные вагоны грузоподъемностью 62 т с вместимостью кузова 120 м3 имеют самоуплотняющиеся двери, поэтому установка хлебных щитов в них не требуется. Для загрузки вагоны имеют четыре люка в крыше вагона, расположенные вдоль осевой линии.

Хранение угля производится   на открытых складских площадках. Допустимая высота штабелирования зависит от склонности угля к возгоранию и наличия на складе средств механизации, с помощью которой можно достаточно быстро разбрасывать загорающийся штабель.

Руды и рудные концентраты в портах хранятся на открытых бетонированных или асфальтированных площадках на расстоянии не менее 120м от штабелей пылеобразующих грузов (цемент, уголь и т. п.).

Хранение грузов, которые не должны подвергаться воздействию влаги, производится или на узкоспециализированных складах (силосного типа для цемента, бункерных складах для порошкообразных грузов), или на универсальных складах с раскрывающимися крышами (для калийной соли, сахара-сырца).

Выбор типа склада зависит от характеристики груза, размера и стабильности грузопотока.

Склады для хранения зерна могут быть с напольным хранением или оборудованы бункерами-силосами, имеющими самотечный выпуск снизу. Склады с напольным хранением бывают универсальными, т. е. без специального оборудования, и специальными механизированными  амбарного   типа (мехамбары). При хранении зерна на обычных   универсальных   складах вдоль стен склада устанавливают разборные подпорные стенки (деревянные или из мешков с зерном), которые ограждают стены склада от воздействия на них зерна. Все отверстия склада должны быть тщательно закрыты.