Транспортная задача. Матричные игры: Методические указания к практическим занятиям

Страницы работы

47 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный технический  университет»

Транспортная задача. Матричные игры.

Методические указания  для студентов экономических

специальностей

Омск -2007

Составители: Соколовский Мирон Наумович, доцент

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета

Редактор

ИД___________  от ___________              

Подписано в печать              .  Бумага офсетная. Формат 60х84  1/16

Отпечатано на дупликаторе.  Усл. печ. л.        .  Уч.-изд. л.       .

Тираж 100  экз. Заказ      .

__________________________________________________________

Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр-т Мира, 11

Типография ОмГТУ

Транспортная  задача

Транспортная задача  (ТЗ) является примером экономической задачи, приводящей к модели линейного программирования (ЛП), и формулируется следующим образом.

Имеется    пунктов     производства однородного продукта (например, угля),  объем производства в пункте    составляет    единиц. Продукт потребляется в     пунктах    потребность в пункте     составляет  в    единиц. Предполагается , что суммарный объём производства совпадает с суммарной потребностью                               

                            (1)

(условие баланса).Стоимость перевозки одной единицы продукта из    в

равна   Требуется составить план перевозок из пунктов     в пункты    так, чтобы вывезти из каждого пункта      весь запас продукта, полностью удовлетворить потребность в каждом из пунктов     и минимизировать транспортные расходы. Для наглядности представим условия ТЗ в виде таблицы,  строкам которой соответствуют пункты производства  ,  а столбцам – пункты потребления  :

Таблица 1

В клетке    таблицы 1 записаны соответствующая стоимость перевозки     (правый верхний угол) и переменная    (в центре клетки), смысл  - планируемый объем перевозки из     в   . Справа от каждой строки и под каждым столбцом записаны соответствующие запасы  и потребности

План ТЗ представляет собой матрицу    размера   При плане    расходы на перевозку из     в     равны     а общая стоимость всех перевозок – сумме этих выражений по всем клеткам таблицы 1. Требования  вывоза  всех запасов и удовлетворения всех потребностей означают, что сумма всех     в    строке   ( столбце)  равна   Таким образом, математическая модель ТЗ имеет вид

                                               (2)

                                               (3)

                                        (4)

то есть является задачей ЛП в канонической форме и может быть решена симплекс-методом. Основная идея симплекс-метода заключается в построении последовательности «улучшающихся» опорных планов, в которой последний план – оптимальный. При решении задачи ЛП  общего вида планы последовательности представляются симплексными таблицами, то есть  различными формами записи системы уравнений из условия задачи. В транспортной задаче система (3) имеет очень простую структуру. Использование особенностей системы (3) позволяет заменить симплексные таблицы на другой способ представления опорных планов, опорные таблицы ТЗ,  и существенно упростить как нахождение начального плана, так и переход от текущего плана к следующему.

При условии (1)  система (3)    уравнений с    неизвестными совместна – числа   образуют одно из её решений (проверьте!). Для определения ранга (числа независимых уравнений) системы заметим, что результатом сложения уравнений, соответствующих всем строкам таблицы 1, будет

(сумма всех )

и это же уравнение получается при сложении всех уравнений, соответствующих столбцам. Отсюда   уравнений (3) зависимы, более того, каждое из них является следствием   остальных. С другой стороны, рассмотрим какие-нибудь   уравнений из (3), например, результат удаления уравнения      соответствующего 1-ой строке таблицы 1. При любом   переменная  входит только в одно   из этих  , уравнений – то, которое соответствует  ому  столбцу таблицы 1. Используя это свойство легко проверить, что никакое из     рассматриваемых уравнений не является следствием    остальных. Аналогично доказывается независимость любых    уравнений  из (3).

Таким образом,  система (3) имеет ранг   и, следовательно, любой базис системы  [1, стр.18],  содержит    переменную. Напомним, что любой опорный  план задачи ЛП, [1, стр.20],  порождается некоторым базисом и все  свободные (небазисные) переменные этого плана равны нулю. В случае  вырожденной задачи ЛП, [1, стр.26],  который возможен и для ТЗ (см. упражнение 2),  существуют опорные планы с нулевыми значениями не только всех свободных, но и некоторых базисных переменных. Вырожденный опорный план может порождаться несколькими различными базисами.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Математика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
4 Mb
Скачали:
0