Замечание 2. При применении метода потенциалов к вырожденной ТЗвозможно зацикливание, см. [1, стр.27].Уточнение алгоритма метода потенциалов, позволяющее избежать зацикливания, выходят за рамки данных указаний.
Открытая модель ТЗ. Задача (2) – (4) называется закрытой моделью ТЗ, в этой модели предполагается выполнение условия баланса (1). Открытая модель ТЗ представляет собой математическую постановку задачи минимизации транспортных расходов в ситуации, когда условие баланса нарушено. Открытая модель отличается от закрытой только тем, что в одной из групп ограничений (3), соответствующих строкам или столбцам таблицы 1, уравнения заменяются на неравенства. Если суммарный запас в пунктах производства больше суммарной потребности в пунктах потребления,
(1а)
ограничения (3) закрытой модели заменяются на ограничения
(3а)
Если суммарный запас меньше суммарной потребности,
(1б)
ограничения (3) заменяются на ограничения
(3б)
Объяснение содержательного смысла ограничений (3а) и (3б) предоставляется читателю.
Открытая модель ТЗ сводится к закрытой введением дополнительного фиктивного пункта потребления в случае (1а) или фиктивного пункта производства в случае (1б). Покажем на конкретном примере, как это делается.
Пример 6. Найти оптимальный план ТЗ, представленной таблицей а) на рис. 8.
а) |
|
б) |
|
в) |
|
Рис. 8
Решение: В данной ТЗ условие баланса нарушено, запасы больше потребностей на 37-33=4 единицы. Введём дополнительный фиктивный пункт потребления в который будут «свозиться» эти излишки запасов, т.е. положим
Поскольку на самом деле пункт потребления не существует и никакие перевозки в этот пункт не осуществляются, стоимости перевозок равны нулю. Таким образом исходная открытая модель преобразуется в закрытую, представленную таблицей б) на рис. 8. Описанное выше преобразование фактически является известным способом перехода к канонической форме задачи ЛП с помощью балансовых переменных [1,cтр. 7, последний абзац], содержательный смысл переменной «невывезенная» (оставшаяся на складе) часть запаса продукта в пункте производства
Результат решения закрытой ТЗ методом потенциалов представлен на рис. 8в) ( проверьте выполнение признака оптимальности). В оптимальном плане исходной задачи стоимость перевозок остатки запасов продукта в пунктах равны единиц соответственно.
В примере 6 рассматривалась открытая ТЗ, удовлетворяющая условию (1а). При сведении к закрытой модели задач, удовлетворяющих (1б), вводится фиктивный пункт производства с запасом и стоимостями перевозок
содержательный смысл балансовой переменной в этом случае – «недопоставка» продукта в пункт потребления
Задача о назначениях. К транспортной модели (2)-(4) сводится задача о назначениях, которая формулируется следующим образом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.