Выбрав определенную стратегию , игрок А получит выигрыш, равный одному из элементов ой строки матрицы конкретное значение выигрыша зависит от неизвестного игроку А выбора стратегии (столбца матрицы) игроком В. Игрок В не знает, какую стратегию выбрал А. Однако «осторожный» игрок А учитывает, что В мог каким-то образом догадаться о сделанном им выборе и ответить такой стратегией , для которой наименьшее из чисел Число
(15)
называется гарантированным выигрышем стратегии Наибольшее значение гарантированного выигрыша,
(16)
называется нижней ценой игры или максимином. Стратегия с максимальным гарантированным выигрышем (таких может быть несколько) называется максиминной. Эта стратегия является наилучшим выбором с точки зрения «осторожного» игрока А и обеспечивает ему выигрыш не меньше нижней цены против любой стратегии игрока В.
Величины, связанные с осторожным поведением игрока В, определяются аналогично. Наибольший элемент го столбца матрицы
(17)
называется гарантированным проигрышем стратегии Наименьшее из чисел
(18)
называется верхней ценой игры или минимаксом. Стратегия с минимальным гарантированным проигрышем называется минимаксной стратегией, эта стратегия обеспечивает игроку проигрыш не больше верхней цены против любой стратегии игрока А. Максиминная и минимаксная стратегии называются гарантирующими.
В любой игре нижняя цена не больше верхней,
(19)
Действительно, из определений гарантированных выигрышей (15) и гарантированных проигрышей (17) следует, что
(20)
Неравенство (19) получается из (20) при где и максиминная и минимаксная стратегии, для которых
Пример 8. (Антагонистическая конкуренция). Две фирмы А и В производят и реализуют сезонный товар, который пользуется спросом дней. Цена единицы товара установлена антимонопольным законом и не может быть использована в борьбе за рынок сбыта. Единственный инструмент каждой из фирм в этой борьбе – выбор момента поступления своего товара на рынок. Ежедневный спрос на товар равен (единиц товара), не меняется в течении всего периода и может быть удовлетворён даже каждой фирмой в отдельности. Считается, что: товар фирмы, которая вышла на рынок позже другой, имеет более высокое качество; в любой день реализуется только товар более высокого качества; при одновременном выходе фирм на рынок ежедневная реализация товара каждой из них составляет 50 % спроса. Цель фирмы А - максимизировать объём своих продаж за сезон, цель фирмы В - минимизировать объём продаж фирмы А («разорить» фирму А).
Составить матрицу игры, соответствующей описанной конфликтной ситуации при и найти гарантированные выигрыши и проигрыши, нижнюю и верхнюю цены, гарантирующие стратегии.
Решение:Каждая фирма должна принять решение о дне начала продаж. Игрок (фирма) А имеет стратегий (вариантов принятия решения) вида:
начать продажи с го дня сезона, Cтратегии игрока В описываются аналогично: начать продажи с го дня сезона,
Элемент платёжной матрицы размера равен объёму продаж товара фирмы А за весь сезон при условии, что фирмы А и В начали продажи с го и го дня соответственно. При в течение дней, с го по ый включительно, реализуется только товар фирмы А, в остальные дни товар фирмы А не продаётся и, следовательно, При продажи фирмы А равны половине спроса за период с го по ый день и а при всему спросу за тот же период и Полученные формулы позволяют составить платёжную матрицу для любого , в частности,
матрицы игры «антагонистическая конкуренция» при и соответственно (выбор конкретного значения не влияет на исследование игры, в и принято ).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.