Таким
образом для игр с положительной  платёжной матрицей   доказана справедливость теоремы Неймана о
минимаксе: чтобы найти решение
  доказана справедливость теоремы Неймана о
минимаксе: чтобы найти решение и 
цену
  и 
цену   такой  игры,  надо по матрице
  такой  игры,  надо по матрице  составить пару двойственных задач ЛП
(36-37)  и (38-39), найти оптимальные планы этих задач и вычислить вероятности
  составить пару двойственных задач ЛП
(36-37)  и (38-39), найти оптимальные планы этих задач и вычислить вероятности 
 и цену
  и цену  по
формулам (40). Можно показать, что такой способ нахождения решения и цены
игры применим к любой матричной игре, удовлетворяющей условию
  по
формулам (40). Можно показать, что такой способ нахождения решения и цены
игры применим к любой матричной игре, удовлетворяющей условию   Последнее требование заведомо
выполнено, если
  Последнее требование заведомо
выполнено, если   (см. (31));  неравенство
 (см. (31));  неравенство
 легко проверяется.
 легко проверяется.
Если 
 прибавим ко всем элементам платёжной
матрицы
  прибавим ко всем элементам платёжной
матрицы     одно и тоже число
   одно и тоже число   Обозначим через
 Обозначим через   и
   и 
 платёжную функцию  и нижнюю цену в чистых
стратегиях игры с матрицей
  платёжную функцию  и нижнюю цену в чистых
стратегиях игры с матрицей   Тогда
  Тогда

Очевидно,
что  Каждое двойное неравенство в критерии
седловой пары (33) для функции
  Каждое двойное неравенство в критерии
седловой пары (33) для функции   эквивалентно 
такому же неравенству для функции
  эквивалентно 
такому же неравенству для функции   постоянное слагаемое
постоянное слагаемое   сокращается. Это означает, что любое
решение (седловая пара)
  сокращается. Это означает, что любое
решение (седловая пара)   игры с матрицей
  игры с матрицей   будет решением и в исходной игре с
матрицей
  будет решением и в исходной игре с
матрицей   Чтобы найти цену
 Чтобы найти цену   исходной
игры, надо отнять постоянную
  исходной
игры, надо отнять постоянную   от цены
 от цены  игры с
матрицей
   игры с
матрицей   
  

Пример
12. Найти решение и цену игры с матрицей  из
примера 8. Описать оптимальное поведение  фирм
  из
примера 8. Описать оптимальное поведение  фирм  и
  и   в рассматриваемой конфликтной ситуации.
  в рассматриваемой конфликтной ситуации.
Решение.
В игре с матрицей   можно исключить сначала доминируемые
стратегии
  можно исключить сначала доминируемые
стратегии   и
  и   а
затем стратегию
  а
затем стратегию   (после первого сокращения
 (после первого сокращения   ),
),
 
             


По
матрице   (в ней все элементы положительны) составим
задачу ЛП (36-37)  и  применим для её решения симплекс-метод  [1,стр.25].
 (в ней все элементы положительны) составим
задачу ЛП (36-37)  и  применим для её решения симплекс-метод  [1,стр.25].
| 
 | 
| 
 | 
| 
 | 
| 
 | 

 
| 
 | 

 
Здесь 
 балансовые переменные  [1, стр.7];
 в начальной симплексной таблице
балансовые переменные  [1, стр.7];
 в начальной симплексной таблице  эти переменные  являются базисными.
Отметим, что «внутренняя» часть
  эти переменные  являются базисными.
Отметим, что «внутренняя» часть  совпадает с
матрицей
  совпадает с
матрицей   По заключительной таблице
 По заключительной таблице   находим (сравните с примером 6 из [1])  оптимальные
значения переменных и целевых функций задач (36-37)  и  (38-39),
соответствующих матрице
  находим (сравните с примером 6 из [1])  оптимальные
значения переменных и целевых функций задач (36-37)  и  (38-39),
соответствующих матрице   (в таблице
 (в таблице  эта переменная двойственной задачи –
свободная!),
  эта переменная двойственной задачи –
свободная!),   
 
В
решении исходной игры с матрицей    вероятности  доминируемых чистых
стратегий равны нулю,
   вероятности  доминируемых чистых
стратегий равны нулю,   цена
  цена   и остальные вероятности вычисляются по
формулам (40):
 и остальные вероятности вычисляются по
формулам (40):   
    
 
   
 Окончательно  получаем
  Окончательно  получаем                   
т.е.  при   фирма
  фирма   должна
начинать продажи  с 1-го, 3-го  или  4-го дня  сезона с вероятностями
  должна
начинать продажи  с 1-го, 3-го  или  4-го дня  сезона с вероятностями   и
   и    соответственно,
 а  фирма
  соответственно,
 а  фирма   со 2-го, 3-го или  4-го дня с вероятностями
со 2-го, 3-го или  4-го дня с вероятностями  
 и
 и  
Пример 13. Найти решение и цену игры с матрицей

Решение.
Игра не имеет решений в чистых стратегиях, т.к.  (проверьте).
Матрица
  (проверьте).
Матрица   размера
  размера  в
данном примере не сокращается, т.к. в игре нет доминируемых чистых стратегий
(сравните все  пары строк  и все пары столбцов матрицы). При
  в
данном примере не сокращается, т.к. в игре нет доминируемых чистых стратегий
(сравните все  пары строк  и все пары столбцов матрицы). При   графический метод  не применим, решение
(в смешанных стратегиях) будем искать с помощью приведения игры к задаче ЛП.
  графический метод  не применим, решение
(в смешанных стратегиях) будем искать с помощью приведения игры к задаче ЛП.
В
отличие от примера 12, в котором   и, следовательно,
  и, следовательно,   здесь
 здесь  Поэтому
ко всем элементам матрицы
 Поэтому
ко всем элементам матрицы  надо прибавить число
 надо прибавить число  такое, что
  такое, что   например
  например
  В результате получим матрицу
  В результате получим матрицу 

При
переходе от  к
  к   решение
игры не меняется, цены двух игр  связаны равенством
  решение
игры не меняется, цены двух игр  связаны равенством   По
матрице
  По
матрице   составим задачу ЛП (36-37)  и решим эту
задачу симплекс-методом:
  составим задачу ЛП (36-37)  и решим эту
задачу симплекс-методом:
| 
 | 
| 
 | 
 
       
 
| 
 | 
 
   
                            
По
заключительной таблице  находим:
 находим: 

 
  
  Цена игры
 Цена игры  
и вероятности  вычисляются по формулам (40):
 вычисляются по формулам (40): 
 
       
   
   
Ответ:
У п р а ж н е н и я
8. Для
следующих платёжных матриц определить верхнюю и нижнюю цены в чистых стратегиях
и гарантирующие чистые стратегии игроков а)   б)
          б)   в)
             в)  
 .
.
Найти седловые элементы матриц (если такие существуют) и соответствующие решения в чистых стратегиях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.