Таким образом для игр с положительной платёжной матрицей доказана справедливость теоремы Неймана о минимаксе: чтобы найти решение и цену такой игры, надо по матрице составить пару двойственных задач ЛП (36-37) и (38-39), найти оптимальные планы этих задач и вычислить вероятности и цену по формулам (40). Можно показать, что такой способ нахождения решения и цены игры применим к любой матричной игре, удовлетворяющей условию Последнее требование заведомо выполнено, если (см. (31)); неравенство легко проверяется.
Если прибавим ко всем элементам платёжной матрицы одно и тоже число Обозначим через и платёжную функцию и нижнюю цену в чистых стратегиях игры с матрицей Тогда
Очевидно, что Каждое двойное неравенство в критерии седловой пары (33) для функции эквивалентно такому же неравенству для функции постоянное слагаемое сокращается. Это означает, что любое решение (седловая пара) игры с матрицей будет решением и в исходной игре с матрицей Чтобы найти цену исходной игры, надо отнять постоянную от цены игры с матрицей
Пример 12. Найти решение и цену игры с матрицей из примера 8. Описать оптимальное поведение фирм и в рассматриваемой конфликтной ситуации.
Решение. В игре с матрицей можно исключить сначала доминируемые стратегии и а затем стратегию (после первого сокращения ),
По матрице (в ней все элементы положительны) составим задачу ЛП (36-37) и применим для её решения симплекс-метод [1,стр.25].
|
|
|
|
|
Здесь балансовые переменные [1, стр.7]; в начальной симплексной таблице эти переменные являются базисными. Отметим, что «внутренняя» часть совпадает с матрицей По заключительной таблице находим (сравните с примером 6 из [1]) оптимальные значения переменных и целевых функций задач (36-37) и (38-39), соответствующих матрице (в таблице эта переменная двойственной задачи – свободная!),
В решении исходной игры с матрицей вероятности доминируемых чистых стратегий равны нулю, цена и остальные вероятности вычисляются по формулам (40):
Окончательно получаем
т.е. при фирма должна начинать продажи с 1-го, 3-го или 4-го дня сезона с вероятностями и соответственно, а фирма со 2-го, 3-го или 4-го дня с вероятностями и
Пример 13. Найти решение и цену игры с матрицей
Решение. Игра не имеет решений в чистых стратегиях, т.к. (проверьте). Матрица размера в данном примере не сокращается, т.к. в игре нет доминируемых чистых стратегий (сравните все пары строк и все пары столбцов матрицы). При графический метод не применим, решение (в смешанных стратегиях) будем искать с помощью приведения игры к задаче ЛП.
В отличие от примера 12, в котором и, следовательно, здесь Поэтому ко всем элементам матрицы надо прибавить число такое, что например В результате получим матрицу
При переходе от к решение игры не меняется, цены двух игр связаны равенством По матрице составим задачу ЛП (36-37) и решим эту задачу симплекс-методом:
|
|
|
По заключительной таблице находим: Цена игры
и вероятности вычисляются по формулам (40):
Ответ:
У п р а ж н е н и я
8. Для следующих платёжных матриц определить верхнюю и нижнюю цены в чистых стратегиях и гарантирующие чистые стратегии игроков а) б) в) .
Найти седловые элементы матриц (если такие существуют) и соответствующие решения в чистых стратегиях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.